Вы читаете тему: Старец иеросхимонах Нил († 20 июля 1870 года) иконописец

 Заголовок сообщения: Старец иеросхимонах Нил († 20 июля 1870 года) иконописец
СообщениеДобавлено: 21 авг 2011, 18:39 
Аватара пользователя

Автор Темы

Старец иеросхимонах Нил
(† 20 июля 1870 года)

Память сего дивного старца о. Нила является священною для обители Нило-Сорской, которая всецело обязана ему своим и нравственным и материальным процветанием. Слишком 40 лет, как преставился блаженный подвижник, но труды и подвиги его не забыты здесь и самое имя его насельниками обители произносится с чувством священного благоговения и глубокого уважения.
Пишущий сии строки имеет счастье быть келейником и учеником того старца (схи-игумен Нил), который, в свое время, сам был келейником у подвижника о. Нила и который, живя с ним неразлучно долгие годы, живо сохранил в своей памяти множество разительных случаев из жизни старца, ясно свидетельствующих о тех благодатных духовных дарованиях, какие проявлял он Божиею благодатию.
Происходя из небогатой, но высоко-благочестивой крестьянской семьи, Владимирской губ., о. Нил (в мире Николай Прихудалов), будучи воспитан в строго христианских началах, с детских лет имел склонность к тихой подвижнической жизни, что и заставило его в юношеском возрасте поступить в ближайший ко своей родине монастырь - Флорищеву пустынь. Но близость родины тяготила дух молодого, ревностного послушника и он вынужден был, вскоре оставить сию обитель и избрать себе местом жительства Троицкий Кривоезерский монастырь, Костромской епархии. Здесь он был пострижен в монашество с именем Никона, затем вскоре был рукоположен во иеродиакона и наконец во иеромонаха. Но по склонности к тихой уединенной жизни, его и здесь стало тяготить многолюдство сего монастыря, куда стекалось масса народу на поклонение прославленной чудотворениями св. иконы Иерусалимской Богоматери. Это не могло укрыться от прозорливых очей настоятеля обители, опытного старца-игумена Феодосия, который и предложил о. Никону переместиться в приписную к Кривоезерскому монастырю, совершенно уединенную Надеевскую пустынь, основанную известным старцем пустынножителем о. Тимоном, другом и собеседником пр. Серафима Саровского, и отстоящую от монастыря в 90 вер. Эта пустынь с внешней стороны представляла крайнее убожество, где по словам самого старца Никона "церковь деревянная святителя Николая Чудотворца одна только составляла всю сущность ее, а прочие постройки все только были развалины. Трапеза вместе и келарня, была просто изба крестьянская черная; ограды не имелось, но при всем том, - продолжает о. Никон, - что-то непонятное наполняло душу чувством благоговения и радости, которых пояснить даже не могу". Здесь о. Никон во всем помогал обремененному летами старцу о. Тимону и почерпал от него уроки духовной опытности, а также любил заниматься иконописанием, каковому ремеслу он научился еще юношею, живя в мире.
Потом о. Никон назначен был управляющим пустынью, в каковом звании немало употребил здесь трудов над построением нового каменного храма, колокольни и прочих монастырских зданий; храм весь украсил иконами своих трудов, много приобрел для него священной утвари и ризницы и вообще привел пустынь к внешнему и внутреннему благоустройству. Процветая внешне и внутренне, под мудрым управлением опытного и духовно-просвещенного старца, Надеевская пустынь стала привлекать к себе множество мирян-богомольцев. Но это опять стало тяготить старца Никона, лишая его возможности уединяться от людей, и он начал усердно молить Господа указать ему такое пустынное уединенное место, где бы мог он вдали от мирского шума и соблазнов служить Господу подвигами поста и молитвы. Господь скоро услышал его молитву и послал ему указание в лице одной странницы-подвижницы, которая, странствуя по святым местам, хорошо была знакома со всеми обителями России. К ней-то и обратился о. Никон с просьбою указать ему одну из самых отдаленных пустынных обителей, куда было бы можно удалиться на безмолвие. Странница предложила ему на выбор три пустынные обители крайнего севера: Нило-Сорскую, Новг. губ., Шалоцкую, той же губ. и Александро-Ошевенскую, Олонецкой губ., подробно описав ему как внешность и местоположение, так и внутреннее состояние каждой из сих обителей. Старец, привыкнув на все испрашивать Божие благословение, долго и усердно молил Господа указать ему место, более соответствующее его душевному настроению. После продолжительной молитвы сделал он три жребия, на которых написал имена обителей - Нило-Сорской, Шалоцкой и Александро-Ошевенской и положил их пред иконою Божией Матери, прося Ее Всеблагую указать ему ту обитель, где будет воля Божия ему обитать. По взятии им жребия от св. Богоматерней иконы, оказалось в нем имя Нило-Сорской пустыни, и так продолжалось сряду три раза, после чего старец вполне убедился, что есть воля Божия жить ему именно в Нило-Сорской пустыни, которую с тех пор и звал он своим Богоданным жребием. Нило-Сорская пустынь или "Нилов скит" в то время не имела своей самостоятельности, но была приписной к Кирилло-Белозерскому монастырю и с внешней стороны представляла груды развалин. Из зданий монастырских на возвышенном бугре, насыпанном руками пр. Нила и его учеников на низменной болотистой почве, теснились две, небольшие ветхие церкви, одна - во имя Сретения Господня, другая - во имя св. Иоанна Крестителя, ограды вокруг церквей не было никакой, небольшие ветхие келлии стояли накренясь близки к падению, скотный двор, погрязший в болоте, лежал в развалинах, а также все остальные хозяйственные здания обители представляли картину разрушения. Внутреннее состояние обители было плачевно. Здесь большею частью жили монашествующие, изгнанные из других обителей за те или иные пороки, но, будучи удалены от начальственного надзора, они и здесь продолжали предаваться пьянству и распущенности.
Настоятель Кирилло-Белозерского монастыря архимандрит Иннокентий, под ведением которого находилась тогда пустынь, очень скорбел о таковом запущении когда-то славного, первого в России "Нилова Скита", но не имея достойного и способного человека, которому мог бы вверить обитель сию, не в силах был привести ее в должный порядок.
И вот, когда явился к нему о. Никон, о подвижнической жизни которого он много уже слышал, о. архимандрит с радостью принял его и со слезами стал убеждать его принять обитель в свое полное управление. "Чувствует душа моя, говорил, между прочим, о. Иннокентий, что ты на это силен и способен Божиею благодатиею". Убедительные просьбы архимандрита Иннокентия не могли не тронуть боголюбивую душу о. Никона и он изъявил желание поселиться в Нило-Сорской пустыни и принять в ней звание настоятеля. К этому был он кроме того убежден видением пр. Нила, который во сне явился ему и повелел не отказываться от предлагаемого послушания, обещая ему свою помощь.
Приняв на себя звание настоятеля Нило-Сорской пустыни, о. Никон прежде всего постановил непременным условием: 1. чтобы служба церковная ежедневно и неопустительно совершалась здесь по чину общежительных монастырей; 2. в пустыни было полное общежитие во всем и 3. отнюдь не было в ней нетрезвой братии и вино не употреблялось на трапезе, как это было прежде. Что касается пьянства, то немало скорбей и горестных испытаний пришлось ему, перенести, пока не искоренил это зло. Но Господь и св. угодник Божий пр. Нил видимо помогали ему в богоугодном и святом деле восстановления обители. Слава о высокоподвижнической жизни старца широко разнеслась по всему отечеству нашему и стала привлекать в скромную обитель массу богомольцев, из которых многие, будучи пленены видом лесной пустынной обители и истовым богослужением, совершаемым большею частью самим старцем, и сами желали проводить здесь такую же подвижническую жизнь. Скоро обитель процвела именно как крин в глухой, болотистой, лесной дебри, процвела не только зданиями, но и благочестивым подвижническим житием настоятеля и братии. Слух о старце-труженнике достиг и северной столицы. Здесь благочестивые люди стали интересоваться личностью о. Никона, начали присылать ему щедрые пожертвования, а многие знатные особы стали вызывать его в Петербург для личного знакомства. В числе последних были такие особы, как Шереметева, Потемкина и многие другие. Татьяна Борисовна Потемкина так описывает свое впечатление после первого знакомства со старцем: "Когда впервые увидела я его у себя в гостиной, невольно подумала: какой он мужик во всем! Однако, когда стал он говорить со мною, то вдруг что-то особенное почувствовала я в себе: точно видел он меня всю насквозь, все изгибы души моей были открыты пред его проницательными глазами и говорил он мне много такого, чего я никогда не забуду".
Во время поездки своей в Петербург о. Никон стал известен не только своему архипастырю-митрополиту Новгородскому и С.-П.-Б. Серафиму, но и другим архипастырям - Членам Св. Синода и между прочим митрополитам: - Филарету Московскому и Филарету Киевскому. С первым из них он имел переписку и пользовался милостями Московского первосвятителя.
Но вместе с широкою славою и известностью старцу готовилось великое испытание, выразившееся в том, что он по возникшемуся следственному делу отрешен был от строительской должности, запрещен на один год в священнослужении и ношении иноческой одежды и сослан на заточение в Иверский Валдайский монастырь под строгий присмотр настоятеля. Причиной сему послужило следующее обстоятельство. С благословения епархиального начальства о. Никон приступил к постройке нового каменного трехпрестольного храма над гробом пр. Нила. Для этого нужно было ветхие деревянные церкви - Сретенскую и Предтеченскую разобрать и насыпной холм, на котором они стояли, пришлось частью снять, частью разровнять; а так как в древности вокруг этих церквей на холме сем было братское кладбище, то при разрывании холма найдено было много человеческих костей, которые тщательно были собраны в одну общую могилу, устроенную тут же близ церкви. При этом в одном месте, неподалеку от раки пр. Нила вырыты были кости, отличавшиеся белизною и источающие капли благовонного мира. Старец благоговейно собрал эти кости в особый приличный ковчежец и поставил его в своей келлии, с намерением впоследствии при построении церкви, честно погребсти их в ней, на том же месте, где они были обретены. Это-то и послужило злонамеренным людям поводом возбудить дело, будто бы о. Никон откопал кости пр. Нила и неблагоговейно хранит их в своей келье. Хотя следственная комиссия нашла место погребения пр. Нила целым и неразрытым, с стоявшей над ним гробницею, тем не менее за самовольный поступок удержания найденных костей и за недонесение о сем своему духовному начальству он подвергся наказанию.
Тяжело было о. Никону расставаться с своей любимой пустынею, но эта печаль его усугублялась еще тем, что древний деревянный храм Предтеченский, стоявший прежде над гробом пр. Нила и перенесенный им за ограду, к кладезю и пруду преп. Нила, где он устроил себе небольшой скит - оставался, недоконченным и неосвященным. Он питал надежду со временем совсем удалиться сюда, в этот скит и в св. схиме подвизаться здесь до конца дней своих.
Но верно Господу угодно было испытать Своего ревностного служителя разными напастями, и о. Никон безропотно покорился воле Божией. На месте своего заточения старец находил немалое утешение в постигшем его испытании пред иконою Царицы Небесной, написанной им самим еще в Кривоезерском монастыре. И Божия Матерь утешила его. Однажды вечером, окончив свое молитвенное правило, старец почувствовал сильный приступ, жгучей скорби, присел на стул пред иконою Божией Матери и как бы забылся легкою дремотой. Вдруг осиял его светлый луч от иконы Богоматери и послышался глас от нее: "Что ты так скорбишь сильно, и изнемогаешь? не скорби, скоро будешь утешен". Услышав этот дивный глас, старец упал со стула на пол и лежал на нем, как расслабленный, не имея сил двинуть ни одним членом. И вот вторично послышался ему глас от иконы: "Будешь опять в Нило-Сорской пустыни, и в ските храм св. Предтечи освятится, и ты будешь в схиме". С тех пор он почувствовал немалое облегчение своей скорби, искренно верил в исполнение обетования Богоматери и терпеливо нес свою эпитимию. Между тем годы шли и о нем как бы все забыли. В Нило-Сорской пустыни был другой настоятель, каменная церковь там, начатая о. Никоном, выстроилась и была освящена, и братия вполне свыклась с новым настоятелем. Но вот раз приезжает в Иверский Потемкина, которая не мало было поражена, встретившись здесь с о. Никоном, который на ее расспросы подробно рассказал ей печальную историю своего изгнания. Вскоре после этого Потемкина уехала в Петербург и там, явившись раз во дворец, в присутствии Государя Императора Николая Павловича и Государыни Александры Феодоровны рассказала о подвижнической жизни старца, его тяжелом изгнании и скорби по Нило-Сорской пустыни. Государыня очень заинтересовалась этим рассказом и спросила: "отчего это старцу нельзя возвратиться в Нило-Сорскую пустынь". И когда Потемкина сказала, что это зависит от Государя Императора, то Государыня стала просить его дать старцу это разрешение. Государь так был милостив, что обещал повелеть чрез обер-прокурора Св. Синода возвратить о. Никона в Нило-Сорскую пустынь.
И вот о. Никон снова в любимой им Нило-Сорской пустыни. Впрочем старец теперь немного пожил в монастыре: его давно привлекал к себе своею безмолвной тишиною Иоанно-Предтеченский скит, находящийся за оградой обители, где он еще во время настоятельства своего поставил небольшую деревянную келлию и любил удаляться сюда на отдых и безмолвие от сует настоятельской должности. Теперь о. Никон, с благословения настоятеля обители, совсем поселился в сем ските, желая остаток жизни своей провести в полном спокойствии, наедине работая Господу. Недоконченный Предтеченский скитский храм скоро удалось ему закончить постройкою и 15 ноября 1852 года совершилось освящение сего древнего храма, а на второй день, т. е. 16-го ноября о. Никон, по давнему, своему желанию, принял пострижение в великий ангельский образ, св. схиму, с именем Нила, в честь пр. Нила Сорского.
Старец о. Нил был необыкновенно милостив ко всем и строг к себе. Он был истинным постником в полном смысле: обыкновенною пищею его были сухарики с водою и то в очень умеренном количестве. Рыбы никогда не вкушал, молоко же разрешал только в неделю Пасхи, в Рождество Христово, Богоявление и на сырной седмице. На весь великий пост он затворялся в своей келлии, не принимая к себе даже келейника. Он на столько хранил целомудрие, что никогда не обнажал своего тела, никогда не ходил в баню, белье переменял очень редко, по большей же части носил его до тех пор, пока само оно от ветхости не распадется. Рубашки носил он из черного коленкора, очень длинные, вроде хитона, она заменяла ему и подрясник и нижнее белье; почти всегда ходил босой, надевая обувь только во время церковной службы. Старец обладал светлым проницательным умом и замечательной памятью. Не получив школьного образования, он, чтением книг, так образовал себя, что его познаниям изумлялись ученые мужи, и с большим успехом вел полемику с раскольниками. О. Нил составил службу преп. Нилу Сорскому, которая Св. Синодом одобрена и разрешена к церковному употреблению, а также молитвы ко Пресвятой Богородице на каждый день седмицы; кроме сего после его смерти остались в рукописях акафист преп. Нилу, несколько поучений и множество разных церковных служб и молитвенных песнопений. Также он любил заниматься иконописанием. Так им были написаны точные копии с чудотворных икон - Иерусалимская и Иверская; первая из них была написана у него для себя, никогда он с ней не разлучался, черпал в своих горячих молитвах перед нею бодрость и силу во время постигших его скорбей и испытаний, и была прославлена она многими знамениями Божией благодати и наконец, по особому внушению самой Богоматери, была отправлена им эта, икона с особым письмом - посланием в Афонский Св. Пентелеимона монастырь, где она и теперь находится в Покровском соборном храме над царскими вратами и служит великой святыней сей обители (см. книгу "Вышний Покров над Афоном", Изд. 4). В пустыни также не мало есть св. икон его письма, особенно замечательна из них, так называемая, Кикиотитская или Кипрская, прославленная многими знамениями.
За десять лет до своей смерти старец, по особому откровению свыше, устроил новый скит при пустыни в глухой болотистой местности, в 100 саж. от первого скита. Здесь он устроил деревянную двухэтажную церковь во имя Успения Божией Матери, поставил две небольшие часовенки, расписав внутри их св. изображениями и назвав одну из них "Гробом Господним", другую - "Гефсиманиею", сделал небольшую келейку, разделал землю под сад и огород, выкопал пруд и все это обнес деревянною оградой.
Здесь старец дожил до конца дней своих в полном уединении. Живя в сем тихом уединенном ските, старец всецело предался молитве и посту. Особенно он любил длинные всенощные бдения, которые, особенно на великие праздники, были в полном смысле всенощными. Начиная службу с малой вечерни в 4 часа дня, она продолжалась у него беспрерывно до 5 часов утра, оканчиваясь раннею обеднею. Он любил сам петь и читать, имея к этому большие способности.
Вход женскому полу в сей Успенский скит старцем был строго воспрещен даже за ограду, что свято сохраняется и доныне. Но вот однажды двери ограды как-то забыли запереть и одна женщина богомолка случайно зашла туда в средину ограды, но вдруг почувствовала себя дурно: она упала на землю, стала трястись всем телом и испускать крики от сильной боли во всех членах. На крик ее вышел старец о. Нил и покрыв ее своею мантией, помолился над ней Господу. После этого женщина почувствовала себя здоровою и мирно была отпущена старцем. Слава о благодатных дарах подвижника Божия далеко разносилась и к нему со всех концов России шли толпы народа за словом утешения и с разными душевными и телесными недугами, и все они, разного звания и состояния люди, выносили отсюда самое отрадное впечатление. Из многих случаев, свидетельствующих о дивной прозорливости старца, упомяну здесь, хотя только об одном. Раз приходит к старцу по одному делу гостинник, монах Феодор. Старец налил в бутылку св. воды, и передавая ее гостиннику, говорит: "там у тебя есть одна больная женщина, так ты дай попить ей и умыться этой водою". "Батюшка, никакой больной у меня нет", - сказал гостинник. "Придешь - увидишь", - отвечал старец. И действительно, когда гостинник пришел к себе, то увидел, что одна женщина лежит на полу и сильно бьется в страшных конвульсиях; несколько женщин стоят перед нею, но помочь ей ничем не могут. Тогда о. Феодор понял слова старца и поспешил исполнить его приказание. Только что успели больную напоить и умыть св. водою, как она тотчас же очнулась, пришла в себя и почувствовала себя совершенно здоровою.
В настоящем кратком очерке, конечно, не возможно хотя бы кратко описать все проявления духовных дарований, какими обладал этот дивный старец, но и из сего, немного сказанного можно заключить, что сей богомудрый подвижник о. Нил был избранным сосудом Божией благодати.
Мысль о смерти давно была неразлучна со старцем: еще за несколько лет до своей смерти приготовил он себе могилу близ алтаря своей скитской церкви, а также и гроб, который всегда стоял в его келлии на полу. Подле него любил он ложиться для отдыха и, глядя на него, размышлял о смертном часе и загробной участи. Погребальные вещи все были им также заготовлены заранее и хранились в гробе; на крышке гроба стоял панихидный крест и чашка с кутьей. Здесь старец часто пел заупокойные литии, молитвенно приготовляя себя к переходу в вечность. Написал старец и духовное завещание, в котором трогательно и молитвенно обращается к Нило-Сорской братии, всех прощает и себе просит у всех прощения и просит не забывать его в молитвах.
В ночь с 19-го на 20 июля 1870 года, три удара большого монастырского колокола известили братию пустыни о блаженном успении всеми уважаемого старца-подвижника. Тело его погребено в приготовленной им самим могиле в Успенском ските, под полом ризницы, близ алтаря. Он скончался 70 лет от роду.
Вскоре после своей смерти о. Нил явился ночью во сне своему другу и духовному отцу иером. о. Симеону, скорбевшему о потере своего друга-сомолитвенника и сказал: "не скорби о мне, отец Симеон, я удостоился милости Божией". Молитвами блаженного старца Нила, и мы, недостойные, да не лишимся ее.
Нилосорской пустыни
Инок Иоанн


Святая блаженная мати Матроно, моли Бога о нас!



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Старец иеросхимонах Нил († 20 июля 1870 года)
СообщениеДобавлено: 21 авг 2011, 18:41 
Аватара пользователя

Автор Темы

МОЛИТВЫ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ НА ВСЯКИЙ ДЕНЬ СЕДМИЦЫ
Подвижника Нило-Сорской пустыни иеросхимонаха Нила


В ВОСКРЕСЕНИЕ

Всемилостивая Дево Богородице, Мати щедрот и человеколюбия, прелюбезная надеждо и упование мое! О, Мати пресладкаго, превожделеннаго и всяку любы превосходящаго Спасителя Иисуса Христа, человеколюбца и Бога моего, Свете помраченныя души моея! К Тебе аз многогрешный и безнадежный припадаю,Тебе молюся, Источнице Милосердия, Дево Марие яже бездну милосердия и пучину щедрот и человеколюбия родшая; помилуй мя, помилуй мя вопию ти болезненно, помилуй всего уязвленнаго, в лютыя разбойники впадшаго, и от одежды, в ню же облече мя Отец, увы мне, обнаженнаго, Тем и лежу наг всякаго благотворения, возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. Владычице моя, Богородице, молю Тя смиренно, воззри на мя милостивым Твоим оком и не возгнушайся мене всего,помраченнаго, всего оскверненнаго, всего в тине сластей погруженнаго, люте падшаго и возстати не могущаго. Умилосердися убо на мя и даждь ми руку помощи, воздвигни мя из глубины греховныя о, Радосте моя! Избави мя от обышедших мя; просвети лице Твое на раба Твоего, спаси погибающаго, очисти оскверненнаго, возстави падшаго люте: можеши бо вся, яко сущи Мати Бога всемогущаго. Излей на мя елей милосердия Твоего, и вино умиления точити ми подаждь: Тебе бо воистину едину надежду стяжах в животе моем: не отрини убо мене к Тебе притекающаго, но виждь скорбь мою, Дево, и души желание, и сие приими и спаси мя, Ходатаице спасения моего. Аминь.

В ПОНЕДЕЛЬНИК

От скверных уст приими моление, о, нескверная, чистая и пречистая Дево Богородице и не возгнушайся моих словес, о, радосте моя, но призри на мя, помилуй, Мати Зиждителя моего! Во время живота моего не остави мене: веси бо, Владычице, яко на Тя всю мою надежду возлагаю, и все упование мое о Тебе есть. Тем и во время смерти моея предстани ми, Помощнице моя, и не посрами мене тогда. Вем бо, вем, Дево, яко многих грехов повинен есмь, окаянный и трепещу, помышляя час оный: но, Радосте моя, яви ми тогда лице Твое, удиви на мне милость Твою, Ходатаице спасения моего; изми мя, Владычице, от лютости бесовския, и страшнаго и грознаго испытания воздушных духов, и злобы их избави, и всю тогдашнюю скорбь и печаль на радость преложи, Твоим просвещением. И сподоби безбедно прейти ми начала и власти тьмы и достигнути поклонитися на престоле славы седящему Христу и Богу нашему со безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки. Аминь.

ВО ВТОРНИК

О, Пресвятая Владычице моя Богородице, Ангелов и Архангелов, Херувимов и Серафимов пречестнейшая и всех святых пресвятейшая, Дево Мати Божия! Спаси мя, смиреннаго и грешнаго раба Твоего: Ты бо веси, всемилостивая Госпоже, яко всю мою надежду по Бозе на Тя возлагаю, и несть ми инаго прибежища спасительнаго, токмо Ты, Всеблагая; Ты моя крепость, Владычице, Ты моя и сила, Ты мое радование в скорбех, Ты мое пристанище во искушениях, Ты мое исправление в падениях, Ты и спасение мое всенадежное, о, Мати Зиждителя и Господа моего! Помози ми, плавающему в пучине жития сего, люте обуреваемому и бедствующему от потопления греховнаго. Даждь ми руку помощи, Помощнице моя, и избави мя от тимения глубины, да не погрязну в бездне отчаяния: буря бо грехов и страстей возста на мя, и волны беззаконий погружают мя. Но Ты, милосердная Мати, пристанище безстрастия, настави и спаси мя, безнадежных Надежде и Ходатаице спасения моего. Аминь.

В СРЕДУ

Богородице, Ты еси упование мое, Ты ми еси стена и благонадежное пристанище и спасительное прибежище, утомляемому страстей нахождением. Спаси мя от всех враг моих, гонящих душу мою и ловящих ю различными искушениями: на пути бо сем, по нему же хожду, многия сети сокрыша ми; многия соблазны, многия неудобства, многия, многия прелести, многия немощи душевныя и телесныя уловляют мя в падения греховныя. И уже аз окаянный впадох в сети вражия, и связан и держим есмь ими: и что сотворю, отчаянный аз, недоумею. Аще бо восхощу покаятися, нечувствием и ожесточением одержим есмь, аще же плакати понуждаюся, не имам сокрушения сердечнаго и слез ни поне единыя капли. Увы, окаянства моего! Увы, бедности моей! Увы, лишения моего! К кому убо прибегну прочее повинен аз? Токмо к Тебе, благоутробная Мати Господа и Спаса нашего, ненадежных надеждо, стено и покрове к Тебе притекающих! Не отрини убо мене сквернаго: Тебе бо едину в жизни моей стяжах утеху, Дево Марие Богородице, и к Тебе единей во всякой нужде прибегаю со дерзновением: не остави убо мене в жизни сей и во время смерти моея предстани в помощь, Помощнице моя, да узрят Тя вси врази мои и постыдятся, Тобою побеждении, Владычице, Ходатаице спасения моего. Аминь.

В ЧЕТВЕРГ

Кто Тебе по достоянию ублажити может Пресвятая Дево, кии уста воспети способны Твое величие, всяк смысл превосходящее? Вся преславная о Тебе содеянная таинства, Богородице, выше смысла и слова суть; красоте Девства Твоего и пресветлой чистоте Твоей удивишася Херувими и ужасошася Серафимы; чудесе бо рождества Твоего нетленнаго ни человеческий, ни ангельский язык изрещи может. От Тебе бо безлетный и единородный Сын Божий, Бог Слово, неизреченно воплощся, родился и с человеки поживе, и Тя, яко Матерь Свою, зело возвеличи, Царицу Тя всея твари показа, нам же известное спасения пристанище. Тем вси под кров Твой притекающий, различными скорбями и болезнями одержимии, приемлют от Тебе богатно утешение и исцеление, и Тобою от бед спасаются: Ты бо воистину Мати всех скорбящих и обремененных, печальных радость, больных целительница, юных хранительница, старости жезл, праведных похвала, грешных спасения надежда и к покаянию путеводительница: всем бо всегда предстательством Твоим помогаеши и всех заступаеши Всеблагая, прибегающих к Тебе с верою и любовию. Ты и мне помози отчаянному деяний моих ради, Заступнице усердная рода христианскаго; заступи мя, да не до конца погибну во гресех; ибо не имам иного прибежища и покрова, разве Тебе, Владычице Мати Живота; не остави убо мене и не презри мя, но ими же Сама веси судьбами, спаси мя, яко благословенна еси во веки веков. Аминь.

В ПЯТОК

Тебе предаю в защищение живот мой и по Бозе всю надежду спасения моего на Тя возлагаю, Владычице Дево Богородице. Молю Тя, раб Твой, не презри мя многия грехи имущаго, но виждь скорбь мою о сем и недоумение и подаждь ми ослабу и утешение, да не до конца погибну. Простри десницу Твою, Чистая, изми мя от тимения дел моих и постави на чистую пажить заповедей Христа, Царя и Бога моего, да творю я присно, Тобою укрепляем. От грехов моих лютых избави мя, Владычице, и покаяние спасительно мне ниспосли, к Своему Сыну и Богу Матерним ходатайством Твоим. Свет неизреченный возсиявшая, просвети мою тьму душевную, грехов ей прибывшую, Радосте моя, избави мя от обышедших мя невидимых врагов; грехи бо мои мнози и тяжки суть, врази мои люти зело, смерть близь, совесть моя мя обличает, геенна огненная устрашает, червь неусыпаемый, скрежет зубный, тартара тьма кромешняя в трепет мя приводит, ибо ожидают мя прияти, злых дел моих ради, Увы мне! что сотворю тогда и к кому прибегну, да спасена будет душа моя! К Тебе единей, сладкая Марие Богородице, услаждающая, на Тя уповающим, горесть смерти, и избавляющая взывающих к Тебе от лютыя геены. Ты и мне помози, Всеблагая, не имущему тогда иныя помощи, токмо Тебе, Всепетая. Спаси мя от ужасов смертнаго часа и лютости тогда бесовския, спаси мя от власти духов злобных на мытарствах воздушных по смерти: яви, молю Тя, яви ми тогда пресветлое лице Твое, Владычице, и не остави мя безпомощнаго. О, милосердная Мати! Преклонися на милость ко мне лишенному милости от дел моих и умоли Его же родила еси плотию Христа, Спасителя и Бога нашего, нас ради на кресте пречистую кровь Свою излиявшаго, да и аз причастник буду заслуг Его крестных пред Отцем Его и их ради получу грехов прощение и вечное спасение и прославлю неизреченное милосердие Твое, Богородице, и Твое милостивое предстательство в безконечныя веки. Аминь.

В СУББОТУ

Радуйся, Дево Богородице, пристанище и предстательство убогия души моея, надеждо сладкая спасения моего! Радуйся, радость от Ангела приемшая в благовещении имеющаго воплотитися от Тебе Бога Слова! Радуйся, всех Зиждителя в Твоих ложеснах носившая! Радуйся, Бога плотию рождшая, миру Спасителя! Радуйся, в рождестве девство нетленно сохранившая! Радуйся, от волхвов дары приемшая и поклонение их от Тебе рождшемуся видевшая, и пастырей преславная о Нем словеса слышавшая и в сердце Твоем слагавшая! Радуйся, отрока Иисуса, Сына Твоего и Бога во храме, среди законоучителей, обретшая радостно! Радуйся, болезни лютыя в страдании крестном, распятии и смерти Сына Твоего и Бога, со ученики Его во славе небесней видевшая! Радуйся, от Него ниспосланнаго Духа Святаго, в горнице Сионстей в виде огненных языков нисшедшаго, со ученики Господни приемшая! Радуйся, на земле ангельски пожившая! Радуйся, чистотою и святынею вся ангельския чины и всех святых лики превосходящая! Радуйся, возвеличенная славою пришествием к Тебе Сына Твоего и Бога! Радуйся, Того святым рукам душу мою радостно предавшая! Радуйся, славно превознесенная Твоим на небеса с телом восшествием! Радуйся, по представлении Твоем боговидцем Апостолом в третий день явльшаяся! Радуйся, на небесех от Отца и Сына и Духа Святаго диадемою вечнаго царствия увенчанная! Радуйся, от всех небесных сил приснопеваемая!Радуйся, близ престола Пресвятыя Троицы на престоле славы возседящая! Радуйся, Бога с человеки примирения виновнице! Радуйся! небесными и земными господствующая Царице! Радуйся, яко ничтоже невозможно есть Твоему ходатайству! Радуйся, яко вси верно к Тебе претекающии спасаются! Радуйся, яко Тобою скорбящии утешение, болящии исцеление, бедствующии благовременну помощь получают! Молю убо Тя, обрадованная Владычице, по- треби и во мне печаль греховную и даждь ми радость спасения, даждь ми слезы утешительныя, умиление всегдашнее, покаяние истинное и исправление совершенное. Не возгнушайся мене, Владычице, но приими милостиво сии гласы радостныя, мною убогим Тебе приносимыя, и предстани ми в помощь во время безпомощия моего в час страшный оный, егда разлучитися имать душа моя от окаяннаго моего тела; тогда, молю, предстани ми в помощь и избави мя, повиннаго во гресех, наказания за них вечнаго, да не явлюся радование бесов и пища геенне огненной. Ей, Владычице моя, не попусти узрети души моей страшнаго и грознаго прещения и истязания демонскаго, грешникам уготованнаго, но предвари и спаси мя раба Твоего в час оный ужасный, да славлю Тя во веки, едина надежда моя и Ходатаице спасения моего. Аминь.


Святая блаженная мати Матроно, моли Бога о нас!



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Старец иеросхимонах Нил († 20 июля 1870 года) иконописец
СообщениеДобавлено: 21 авг 2011, 19:02 
Аватара пользователя

Автор Темы

Есть несколько сильных моментов, которые здесь не упомянуты. Один раз к Нилу пришел раскольничий учитель, готовящийся стать священником в их согласии. Он думал состязаться с словопрении со старцем. Но Нил не стал умножать слов, а просто но с силой сказал раскольнику -- ты не поп, ты волк! Овец своих переешь и в ад пойдешь. Тот что-то стал было возражать, но старец повторил свои слова. И тогда раскольника проняло, он заплакал как дитя, и, покаявшись -- перешел в Православие.

И другой момент. Одна благочестивая женщина присылала ему лампадное масло, и так делала много лет. И вот однажды келейник принес ему присланное масло от той Рабы Божьей, и Нил, взяв бутылку, вдруг спросил: Хорошее ли масло? Не пылкое ли? -- Келейник удивился: Всегда хорошее было, батюшка?
Нил снова спросил: Не пылкое ли масло? -- и повернувшись в сторону, стал молиться: Спаси ее Господи! Спаси ее Господи! --- потом известно стало, что в том селе разразился страшный пожар, и огонь шел по улице на дом той женщины, которая прислала масло. Но ветер переменился и огонь отступил прямо перед ее домом, и было это в тот день и час, когда старец помолился.

А Потемкиной (которая поначалу его как мужика охарактеризовала) -- сказал, чтоб не смела разводиться с мужем, хотя она не говорила об этом ему, и вообще о такой возможности никто не знал, кроме Орловой-Чесменской, которая ее агитировала за безбрачную жизнь.Потемкина мучалась, и мужа любила, и Чесменскую уважала, а старец ей строго сказал -- чего Бог сочетал, человек да не разлучает, и очень добре ее управил. Хотя она поначалу к нему и не проявляла доверия, как к духовнику.


Святая блаженная мати Матроно, моли Бога о нас!



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Старец иеросхимонах Нил († 20 июля 1870 года) иконописец
СообщениеДобавлено: 21 авг 2011, 22:43 
Аватара пользователя
Дмитрий, ну ты пиши, откуда это, где можно прочесть (в книге), я с монитора такие тексты не читаю, никак, слеза плывет, от дрожания.


---------------------------------------------------



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Старец иеросхимонах Нил († 20 июля 1870 года) иконописец
СообщениеДобавлено: 21 авг 2011, 23:09 
Аватара пользователя

Автор Темы

Дать почитать могу. Это издания Оптиной Пустыни


Вложения:
DSC00281.JPG
DSC00281.JPG [ 786.45 Кб | Просмотров: 53 ]
DSC00280.JPG
DSC00280.JPG [ 649.16 Кб | Просмотров: 52 ]
DSC00279.JPG
DSC00279.JPG [ 934.21 Кб | Просмотров: 154 ]


Святая блаженная мати Матроно, моли Бога о нас!

  
 
 Заголовок сообщения: Re: Старец иеросхимонах Нил († 20 июля 1870 года) иконописец
СообщениеДобавлено: 21 авг 2011, 23:15 
Аватара пользователя

Автор Темы

А монитор купи, дружище. Я все с монитора читаю. http://www.realcolor.ru/bg/monitors/mod ... 1990SX.htm
вообще прикольно, он удобен очень. Я пишу с него давно. он как аналой делается, на 90 гр поворачивается. нога эта трансформерная.

но только посмотри по видеокарте компа -- мож не подойдет.


Святая блаженная мати Матроно, моли Бога о нас!



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Старец иеросхимонах Нил († 20 июля 1870 года) иконописец
СообщениеДобавлено: 21 авг 2011, 23:18 
Аватара пользователя
Люди, став столь лукавыми по душе, и по телу будут умалены, будут ростом 1 8 аршина (1 аршин = 71,12 см.), говорим: пять пядей (1 пядь = 17,78 см.) длина тела человеческого (от 88,9 до 124,5 см). Деяниями же лукавства своего эти люди превзойдут демонов и будут один дух с демонами. :xm


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Старец иеросхимонах Нил († 20 июля 1870 года) иконописец
СообщениеДобавлено: 21 авг 2011, 23:25 
Аватара пользователя

Автор Темы

Другой Нил, дружище. Но тыж не знаешь, чем генетические игры кончаццо? Вот сейчас акселерация, люди выросли в полтора раза по сравнению со средневековьем. А ведь и наоборот может стать. Да там не это самое интересное.
----
Кто верит, что сверкание молнии есть сила сотворенная, того эта вера побудит размыслить и сказать: если свет молнии, которая есть тварь, имеет такую силу, то какова же сила сияния самого Творца, Который сотворил молнию. Каков же был тот, который мог взирать на такое сияние? Сколь великою благодатию был облечен тот, который беседовал с таким Творцом, сотворившим такое сияние? Никто другой не видел Бога и не беседовал с Ним, один только Адам видел Бога и беседовал с Ним. И как мог бы он так беседовать с Ним (т. е. с Богом), если бы сам не был облечен в свет, ибо Бог есть молниесиянный свет светов?..
-----




Не надо спотыкаццо об истерики концесветовые, Саму книгу почитай, там красота. Там -- как горный поток, как водопад с радугой.


Святая блаженная мати Матроно, моли Бога о нас!



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Старец иеросхимонах Нил († 20 июля 1870 года) иконописец
СообщениеДобавлено: 21 авг 2011, 23:30 
Аватара пользователя
Там где-то должна быть приблизительно такая мысль,что кто видел св.Нила,того вроде внуки увидят антихриста,тобишь он уже есть,так получается.....


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



Последний раз редактировалось Игорь 21 авг 2011, 23:36, всего редактировалось 1 раз.

  
 
 Заголовок сообщения: Re: Старец иеросхимонах Нил († 20 июля 1870 года) иконописец
СообщениеДобавлено: 21 авг 2011, 23:31 
Аватара пользователя

Автор Темы

Гы-гы-гы. Нету там тагого. Брате, я эту книгу от корки ок корки читал неск. раз.
На самом деле там встречаются места, которые в башке не укладываются -- про казаков :) например, но я как-то не смущаюсь.


Святая блаженная мати Матроно, моли Бога о нас!



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Старец иеросхимонах Нил († 20 июля 1870 года) иконописец
СообщениеДобавлено: 21 авг 2011, 23:38 
Аватара пользователя
Димитр писал(а):
Гы-гы-гы. Нету там тагого. Брате, я эту книгу от корки ок корки читал неск. раз.
На самом деле там встречаются места, которые в башке не укладываются -- про казаков :) например, но я как-то не смущаюсь.

[vkontakte]<iframe src="http://vkontakte.ru/video_ext.php?oid=93713322&id=151722158&hash=8c078618f87e0639&hd=1" width="607" height="360" frameborder="0"></iframe>[/vkontakte]полезно послушать,попускает.. :D


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Старец иеросхимонах Нил († 20 июля 1870 года) иконописец
СообщениеДобавлено: 21 авг 2011, 23:41 
Аватара пользователя

Автор Темы

Да в баню эти разговоры. Понимаешь -- истерику о конце света надо остановить, чтоб крыши людям не ломало. Тут на этом акцент. К книге это мало отношения имеет.

Мне ЭТО неинтересно. Мне другое интересно.


Силою, силою понуждая себя, понудься искоренить из твоей души ехидненный яд беспечности, которым отравился ты и не разумеваешь того, несчастный человече!..
Силою, силою, понудь себя, понуждаяся, чтобы избавиться от ехидненного яда нерадения, которым ты отравился! (Ехидненный сей порок весьма лукав). О, силою, силою понуждая себя, понудься отцепить от себя погибельный яд - хулы!..
О, силою, силою, понуждаемый, понудь себя отвязаться от тартарского яда обжорства, а также тщеславия, которым ты отравился и не разумеваешь того, несчастный человек... (Святой здесь становит порок тщеславия рядом с объедением - не потому ли, что любовь к похвале есть такое же лакомство для души, как снедь для чрева?)
О, силою, силою понуждаяся, понудь себя отвязаться от огненного яда злопамятства, которым ты огне-отравился и не разумеваешь того, несчастный человече!..
О, силою, силою понуждаяся, понудь себя (освободиться от вцепившегося в тебя) когтя горькоядия лжи, которою ты горько отравился и не понимаешь того, несчастный человече...
О, силою, силою понуждаяся, понудь себя с насильем искоренить из себя желчный яд злорадства, которым ты желче-отравился и нисколько не ведаешь того, человече...
О, силою, силою понуждаяся, понудься исторгнуть из себя семь когтей дракона мира сего, которые впились в злое твое расположение, а также в нечистоту мысли твоей.., т. е. семь страстей.


Святая блаженная мати Матроно, моли Бога о нас!



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Старец иеросхимонах Нил († 20 июля 1870 года) иконописец
СообщениеДобавлено: 21 авг 2011, 23:45 
Аватара пользователя
Есть интересная книга 3 тома,св.Григория богослова,без апокалептических настроений,в этой области предпочитаю только ОКРОВЕНИЕ и его толкование.


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Старец иеросхимонах Нил († 20 июля 1870 года) иконописец
СообщениеДобавлено: 21 авг 2011, 23:51 
Аватара пользователя

Автор Темы

Григорий Богослов -- это Григорий Богослов. Вообще много есть святоотеческих писаний. Да нет, не хотите -- не читайте. Но просто для меня лично ЭТА книга "Посмертные вещания Нила" ОЧЕНЬ много значит, и я делюсь этим своим переживанием с тутошней публикой, с Вами в частности. Для меня "Вещания" --как Ватопедские росписи -- патетика такой силы -- что крышу сдувает, но правильная по духу при этом.

ТАк-то много чего есть… Вон Лествица таже…


Святая блаженная мати Матроно, моли Бога о нас!



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Старец иеросхимонах Нил († 20 июля 1870 года) иконописец
СообщениеДобавлено: 22 авг 2011, 00:10 
Аватара пользователя
Из( http://www.vologda-pokrov.narod.ru/book/book33_132.html )Надо отметить, что "Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого" относятся скорее к апокрифам, чем к святоотеческой литературе. Кроме того, русскому читателю они известны в очень тенденциозном и неаккуратном переводе. Образ антихриста в этой книге не вполне соответствует раннехристианским представлениям о нем. В частности, в книге говорится о политической власти антихриста над миром, тогда как у апостола Павла и в словах Самого Христа речь идет о духовной власти: антихрист появится в храме Божием и будет выдавать себя за Бога, он будет стараться подменить собой Христа (греч. antichristos буквально означает "вместо Христа"). Антихрист будет не политическим, а религиозным лидером: некоторые современные авторитарные секты, лидеры которых выдают себя за Христа, являются предтечами антихриста.


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Страница 1 из 2   [ Сообщений: 27 ]
На страницу 1, 2  След.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Выберите действие

Начать новую тему
Страница 1 из 2   [ Сообщений: 27 ]

      

Перейти:  
cron
Яндекс.Метрика


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
610nm Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Copyright © Aiwan. Kolobok smiles
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB