Вы читаете тему: Чьи чувства оскорбляют красноармейцы на иконах?

 Заголовок сообщения: Чьи чувства оскорбляют красноармейцы на иконах?
СообщениеДобавлено: 15 янв 2013, 01:49 
Аватара пользователя

Автор Темы

"Чьи чувства оскорбляют красноармейцы на иконах новомучеников?"

2 февраля 2011 Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был принят документ «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». В Гродненской епархии (Беларусь) этот документ ждали, пожалуй, с особенным нетерпением — казалось бы, он должен был во многом облегчить реализацию инициатив архиепископа Гродненского и Волковысского Артемия в этом направлении. С 2006 года в кафедральном соборе Гродно на центральных колоннах висят иконы новомучеников с изображением их палачей — солдат и офицеров Красной Армии. Но и после принятия документа, да и по сей день, ситуация мало изменилась — как владыке, так и верующим епархии приходится постоянно иметь дело с недоумениями, высказываемыми с самых разных сторон.

Сегодня мы вновь хотим поговорить об этих иконах. И для того что разобраться в том, что в данных иконах может вызывать различного рода смущения и недоумения, мы решили побеседовать с Марией Нецветаевой — искусствоведом, сотрудником кафедры Истории и теории христианского искусства ФЦХ ПСТГУ, сотрудником кафедры Церковного искусства и археологии Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

— В большинстве своем мы привыкли считать икону чем то архаичным, а ее сюжет отображающим события далекой древности или даже вечности, к нашей современности не имеющих отношения. Но не является ли это стереотипом? Всегда ли икона должна быть чем-то вневременным без четких маркеров эпохи в ее сюжете?

— Каждая икона изображает Христа, Богородицу, святых вне времени, но при этом отражает и время своего создания. Человек, достигший святости изображается, не таким какой он был на земле, а таким каким он становиться в Царствии Небесном, изображается преображенным во славе Божией.

Но при этом сохраняется портретное сходство с жившим человеком. На мозаиках Равенны (Баптистерий Православных (рубеж IV и V века), Баптистерий Ариан (рубеж V и VI века)) или русские иконы XIX века мы без труда узнаем Апостола Андрея по его пышным, светлым волосам, такими же как и у апостола Петра, ведь Андрей Первозванный старший брат апостола Петра. Апостол Павел всегда будет изображен с большим лбом и темными волосами – большой лоб показатель мудрости.

К тому же, иконы, написанные с одного образца в разное время, всегда отражают моду эпохи — это мода отразится в технике написания иконы, а может отразиться и в одеждах изображаемых. Баланс вечного и временного выражается на иконе по разному — может быть выражен, через золотой или нейтральный фон (синий, оливковый, охристый), а иногда это может быть только сегмент в верхнем углу иконы со Христом благословляющим. Нет единого правила, икона показывает Божий мир, мир в Его славе. И рай созданный Богом может быть изобразим. Владыка Питирим (Нечаев) говорил, что в ему в детстве казалось, что в Раю обязательно будет Кремль и многие другие архитектурные постройки.

Изображение

Икона новомучеников и исповедников Российских. Соловки


— Насколько, по-Вашему, иконописцам удалось соблюсти баланс временного и вечного в данных иконах?

— В представленных иконах баланс вечного и временного соблюден с помощью золотого фона. Это наилучший и поэтому самый распространенный способ иллюстрации вневременности изображенного. Золотой фон создает совершенно нейтральное пространство, и показывает, что действие происходит во славе Божьей. Смерть пострадавших за Христа во время гонений в СССР была осуществлена для славы Господа, мученики отказались от всего и даже от собственной жизни ради Христа.

— Иконы новомучеников в Гродно являются художественными копиями клейм иконы в Храме Христа Спасителя в Москве. Допустим ли такой отрыв клейм от остального пространства иконы и их превращение в самостоятельный образ?

— Икона это не всегда предстоящий Христос, Богоматерь и святой. Мы уже вспоминали про Равенну. Равенна, это современный итальянский город, который изначально был заселен греками. В истории этого города было много необычного — он то становился столицей Западной Римской Империи (после 402 года), то входил в состав Византии (с 584 года). Огромное количество украшенных мозаикой храмов, мавзолеев и баптистериев. Украшенных в V-VI веках. Заказчиками могли быть жители города (напр. мавзолей Галлы Плацидии (конец V века)) или Византийские Императоры (напр. базилика Сант-Аполлинаре-Нуово была украшена по заказу Юстиниана Великого( 561 год)). В мавзолее Галлы Плацидии мы видим как Святой Лаврентий идет на решетку под которой пылает костер. Он не предстоит перед нами держа решетку в руках, но изображен именно в момент своей мученической кончины, в момент страдания за Христа. Мы обращаемся к одним из самых ранних сохранившихся изображений и видим, что уже в V веке изображение мученической кончины было самостоятельным образом.

Изображение

Икона новомучеников и исповедников Российских. Страдание и блаженная кончина священномученика Петра (Полянского)


— Одной из ярких деталей этих икон являются красноармейцы, изображенные в виде палачей. Имеется ли в православной иконографической традиции похожие прецеденты или это своего рода иконографический новояз? А может за синодальный период мы просто отвыкли от изображения мучеников и забыли какими они бывают?

— Красноармейцы изображены с такой же достоверностью, как изображались римские воины на житийных клеймах тех святых, которые пострадали во времена гонений Диоклетиана или какого-либо другого Римского Императора.

Наоборот использование раннехристианских схем для изображений современных сюжетов может привести к смысловой ошибке. Есть один замечательный пример из нашей истории. Святитель Филарет (Дроздов) был известен не только своей святой жизнью, политическими решениями и реформой богословского образования, но также и стихотворной перепиской с Александром Сергеевичем Пушкиным. Такое рядовое, с бытовой точки зрения, событие часто становится сюжетом клейма на иконе Святителя. С христианской точки зрения это совершенно не рядовой поступок — владыка Филарет ответил Александру Сергеевичу на таком же языке, на котором говорил поэт — на языке поэзии, а мог проигнорировать или прислать ему какой-нибудь трактат из святых отцов.

Но вернемся к клейму. На одной из московских икон рубежа XX-XXI века Святитель Филарет изображен сидящим в мантии и митрополичьем белом клобуке (!), а напротив него сидит Александр Сергеевич в римской тоге с лирой в руках, но с бакенбардами. Получился не поэт, а Орфей с бакенбардами. Как бы это нелепо не смотрелось, но иконописец старался как мог. Он просмотрел десятки раннехристианских фресок, которыми расписаны римские, и не только римские, катакомбы.

Граждане Римской Империи, конечно, хорошо знали мифы и легенды своей страны. Поэтому часто в катакомбах Новозаветные и Ветхозаветные сюжеты находятся радом с античными. И одним из античных сюжетов, которые проецировали первые христиане на свое вероучение, это сюжет про Орфея и Эвридику. Орфей изображался сидящим в римской тоге и играющим на лире. Согласно мифу, Орфей обладал таким талантом, что смог очаровать своей игрой Плутона(Аида) и Прозерпину (Персефону), которые разрешили Орфею забрать свою жену Эвридику на землю. Орфей здесь олицетворял Христа, ведь Христос спустился в преисподнюю и вышел оттуда живым, да еще и вывел всех оттуда, оставив пустым загробный мир.

Вот и получается, что если бы христианин II века увидел бы клеймо с современной иконы, то увидел бы не поэта и епископа, а Христа и непонятно кого. Это сейчас мы привыкли к мантиям и белым клобукам, а 18 веков назад никто не знал, что это такое. Изображение Александра Сергеевича в виде Орфея становится не просто не нужным, но и абсурдным. Стараясь следовать раннехристианским изображениям автор клейма допускает грубую ошибку, которую не допустил бы, изображая Александра Сергеевича в его повседневной одежде XIX века, скажем во фраке и цилиндре.

Поэтому вместо красноармейцев можно было бы конечно изобразить древнеримского воина с ружьем, но это бы смотрелось также как Орфей с бакенбардами.

Великомученица Екатерина изображается в момент мучения на колесе, а Святой Лаврентий лежащим на решетке под которой пылает огонь, вот и мученики пострадавшие в XX веке должны изображаться в момент своих страданий, не с колесом святой Екатерины или решеткой святого Лаврентия, а именно с теми орудиями страстей от которых они пострадали — ружьями и пистолетами (как показывают исторические исследования, в основном их приговаривали к расстрелу).

Изображение

Икона новомучеников и исповедников Российских. Разорение Троице-Сергиевой лавры и похищение мощей преподобного Сергия Радонежского


— Имея ввиду особенный символизм иконы, который помимо прочего может использовать цвет, размер, композицию и т.д. некоторые обращают внимание на размер изображенных красноармейцев, указывая на то, что по канонам, как палачи они должны быть меньше своей жертвы. Правда ли это?

— Изображение палачей меньшими, чем святые — это принцип «лягушачьей» перспективы, когда менее значимые люди в пространстве картины или иконы изображаются меньше, даже если они находятся на переднем плане. В Государственной Третьяковской галерее находится икона Троицы, написанная в Пскове в XV веке, где самыми большими изображены Ангелы, меньше — Авраам и Сарра, а еще меньше — слуга, который заклает агнца для гостей. Подобных икон очень много.

Лягушачья перспектива — это лишь один из принципов возможных построений композиции, но не правило.

— Учитывая наличие на иконе буденовок и красноармейских шинелей можно ли назвать их политическими, провокационными, способными вызвать какие-либо противостояния в нашем обществе?

— Такой же вопрос можно задать и об изображении Пилата в момент суда над Христом. Было ли провокационно изображать Римского гражданина на мозаиках Римской Империи, например, в Равенне. Пилат — римский начальник над иудейской землей, тот самый начальник, который отправил на крестную смерть Господа.

Чьи чувства можно задеть изображениями красноармейцев? Чувства христиан, которые почитают мученическую смерть как великий подвиг? Или чувства коммунистов, которые придерживаются своих убеждений, потому что коммунистический режим никогда не давал сбоя и его необходимо восстановить, и все, включая репрессии, было сделано правильно? Если вы — христианин, вы будете смотреть на подвиг, а не на палачей. Если вы — коммунист, то вы увидите на иконе то, чему и так нашли оправдание в своей душе. Нельзя отказываться от истории своего народа и писать вместо реальных исторических персонажей каких-то мифических римских воинов с ружьями.

Источник: www.taday.ru


Тому, кто научился слушать, Господь даёт способность говорить...



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Чьи чувства оскорбляют красноармейцы на иконах?
СообщениеДобавлено: 15 янв 2013, 02:50 
Аватара пользователя
Автор писал(а):
Изображение Александра Сергеевича в виде Орфея становится не просто не нужным, но и абсурдным.
:cry: :-): Два варианта изображений ,вполне возможны,иначе пусть отрицает правильность византийских изображений ветхозаветных царей,они тоже не по времени одеты,а в византийское.. :D


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
Сообщение оценили:
Артемий
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 15 янв 2013, 23:12 
Аватара пользователя
ДОлжно читаться раз, и не дико выглядеть двас и не вызывать лишних недоумений к тому ж. И только. А так рассуждая можно вывернуть куда угодно. Насчет Орфея -- это конечно, кунштюк с сюрпризом. Поэт получил корреспонденцию будучи в бане.


Святая блаженная мати Матроно, моли Бога о нас!



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Чьи чувства оскорбляют красноармейцы на иконах?
СообщениеДобавлено: 16 янв 2013, 00:38 
Аватара пользователя
Димитр писал(а):
Поэт получил корреспонденцию будучи в бане.
Напиши тут Пушкина во фраке и т.д. он бы смотрелся как что-то инородное :)



Или кто скажет,что это тонущие египтяне ?? :-): по исторической одежде



Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Чьи чувства оскорбляют красноармейцы на иконах?
СообщениеДобавлено: 16 янв 2013, 15:13 
Аватара пользователя
Игорь писал(а):
Напиши тут Пушкина во фраке и т.д. он бы смотрелся как что-то инородное :)



:no: Ничего подобного. Все зависит только от мастерства художника. Если он "плавает" в материале, не умеет стилизовать, ... грубо говоря, если он не думает тем стилем, в котором пишет, а лишь "пишет в каноничном стиле" - тогда ничего путного, действительно, не выйдет.
А если он действительно "пишет, как дышит", то ему что хитон Спасителя, что цилиндр изобразить на голове Пушкина, что платье Ледигаги...
Изображение Изображение
(автор Д.Маниатис)

Тут можно вспомнить опыт Г.Кордиса - его стиль может вызывать разные мнения, но не отнять - как художник он честен. Я не думаю, что ему в голову приходит мысль: "Нарисую-ка я сейчас этот натюрморт реалистично, а завтра уже буду иконы "каноничные" писать". :pardon:
А не является ли честность и искренность важной добродетелью для каждого христианина? Может ли себе позволять иконописец лукавить, быть неискренним в своем искусстве?


  
 
Сообщение оценили:
евгения драгунова
 Заголовок сообщения: Re: Чьи чувства оскорбляют красноармейцы на иконах?
СообщениеДобавлено: 16 янв 2013, 15:50 
Аватара пользователя
А в целом со статьей согласен.
Только, на мой взгляд, эта фраза ни к чему:
Цитата:
"Каждая икона изображает Христа, Богородицу, святых вне времени, но при этом отражает и время своего создания. Человек, достигший святости изображается, не таким какой он был на земле, а таким каким он становиться в Царствии Небесном, изображается преображенным во славе Божией."

Во-первых, это выражение не правда. Это вымысел рубежа 19-20 вв. А во-вторых именно из-за этого выражения автор вынужден бороться с им же придуманной проблемой: "не забывай, читатель, что мы изображаем преображенную плоть, и в то же время я расскажу тебе про то, почему все-же этим "преображением" увлекаться не стоит, и лучше бы быть честным пред Историей и изображать правду в том виде, в каком мы знаем ее из земной нашей жизни". И не пришлось бы притягивать объяснения про золотые фоны - указатели "нейтрального пространства Славы Божией" . Фоны могут быть и не золотыми, и красными, и обычным пейзажем с соснами, морями, реками, скалами, домами... :pardon:


  
 
 Заголовок сообщения: Re: Чьи чувства оскорбляют красноармейцы на иконах?
СообщениеДобавлено: 16 янв 2013, 19:09 
Аватара пользователя
Георгий П писал(а):
Ничего подобного.
А что,Георгий,разве по твоему тут Пушкин не правильно написан,ты априори исключаешь такую возможность ?


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 16 янв 2013, 20:16 
Аватара пользователя
Априори? Не априори... но если сегодня предо мной встанет задача писать Пушкина - писал бы в цилиндре и с тростью. Лет пять назад (или около того) меня просили сделать список с этой миниатюры кистей о.Зинона - писал с лирой и венком. Список - он и есть список. :pardon: Сейчас, думаю, я бы искал альтернативные решения поставленной задачи.
Впрочем, решение Зинона имеет место и достойно уважения уже за то, что в свое время было вообще единственным в своем роде (если не ошибаюсь, он писал своего Пушкина в 90-е гг). Сейчас, когда мы уже имеем, что имеем, можем рассуждать о том, стоит ли повторять то, что было сделано, или все-же, необходимо провести работу над ошибками...


  
 
 Заголовок сообщения: Re: Чьи чувства оскорбляют красноармейцы на иконах?
СообщениеДобавлено: 16 янв 2013, 20:33 
Аватара пользователя
А мне идея с лирой очень нравится,да и органично это !!! :D узнаётся Пушкин очень ясно,кто скажет,что это не он,а ведь на этой идее( узнавания) всё в иконе и построено..,так как образ не реалистичный,больше символичный,облаченный в эллинские красивые формы. :) ,тут некая попытка выразить невыразимое,в доступных земному сознанию формах,без мистики.Ох... :-): замудрил.


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Чьи чувства оскорбляют красноармейцы на иконах?
СообщениеДобавлено: 16 янв 2013, 22:31 
Аватара пользователя
Георгий П писал(а):
:no: Ничего подобного. Все зависит только от мастерства художника. Если он "плавает" в материале, не умеет стилизовать, ... грубо говоря, если он не думает тем стилем, в котором пишет, а лишь "пишет в каноничном стиле" - тогда ничего путного, действительно, не выйдет.
А если он действительно "пишет, как дышит", то ему что хитон Спасителя, что цилиндр изобразить на голове Пушкина, что платье Ледигаги...


мысль, конечно, интересная... только и ответ\противоречие в твоей фразе имеется:

"не умеет стилизовать".

ведь древние не стилизовали, а писали по художественному естеству, которое было, а другого просто не было.


---------------------------------------------------



  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 17 янв 2013, 00:46 
Аватара пользователя
Имею ввиду, что или пишешь как чувствуешь - тогда все само собой естественно выходит.
Или пишешь "а-ля какой-то стиль", и тогда надо уметь стилизовать. (по-сути, приблизиться к пункту 1)
Третий вариант - пишешь в стиле "а-ля", но неуверенно пишешь. И тогда все, что срисовать неоткуда, получается неубедительным.


Последний раз редактировалось Георгий П 17 янв 2013, 00:55, всего редактировалось 1 раз.

  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 17 янв 2013, 00:52 
Аватара пользователя
сейчас 4-й вариант - пишут как могут)


---------------------------------------------------



  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 17 янв 2013, 01:02 
Аватара пользователя
Ну, мы же все стараемся... работаем над собой, пытаемся совершенствоваться... Даст Бог, сможем так, как надо!
:)


  
 
 Заголовок сообщения: Re: Чьи чувства оскорбляют красноармейцы на иконах?
СообщениеДобавлено: 17 янв 2013, 22:04 
Аватара пользователя
Вот, опять же, на тему одежд и того насколько иконописец может чувствовать себя раскрепощенно:

Изображение Изображение
(фотографии с выставки 100-летия освобождения Салоник)


  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 17 янв 2013, 23:56 
Аватара пользователя
вот раскрепощенности я не заметил.. истуканистого вида фигуры.. вообще, какая-то окрошка.. напомнило югославскую наивную живопись.


---------------------------------------------------



  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Страница 1 из 3   [ Сообщений: 40 ]
На страницу 1, 2, 3  След.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Выберите действие

Начать новую тему
Страница 1 из 3   [ Сообщений: 40 ]

      

Перейти:  
cron
Яндекс.Метрика


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
610nm Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Copyright © Aiwan. Kolobok smiles
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB