Вы читаете тему: Должен ли иконописец быть «святее всех святых»?

 Заголовок сообщения: Re:
СообщениеДобавлено: 20 дек 2012, 20:59 
Аватара пользователя
Игорь писал(а):
Видимо я сказал глупость,но тогда как это понимать,с одной стороны читаем; и Царю такихъ живописцевъ, жаловати, и Святителем их беречи, и почитати паче простых человекъ."(паче простых людей видимо нужно понимать,паче мирян,стало быть не миряне,тогда кто ?)!


Стоглав просто неточно скопировал из Кормчей, вот так понятнее:

Достойных же иконописцев и сподобльшихся таковаго святаго делательства истоваго воображения и изряднаго жительства, таковых подобает честно почитати, и посаждати их на седалищах и на вечерях близ святителей с честными людми, якоже и прочих причетников;


---------------------------------------------------



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Должен ли иконописец быть «святее всех святых»?
СообщениеДобавлено: 21 дек 2012, 00:51 
Аватара пользователя
илья ходырев писал(а):
Стоглав просто неточно скопировал из Кормчей
Не понял..? с чего ты взял ,что собор скопировал ??


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Должен ли иконописец быть «святее всех святых»?
СообщениеДобавлено: 21 дек 2012, 01:54 
Аватара пользователя
ну ты что не видишь, что почти слово в слово?

в 100главе перед этим текстом едет:

аще которые нынbшнiя мастеры живописцы тако обbщавшеся, учнутъ жити и вся сiя заповbди хранити4) и тщанiе о дbлb Божiи имbти, = из Кормчей: Достойных же иконописцев и сподобльшихся таковаго святаго делательства истоваго воображения и изряднаго жительства,


еще, для сравнения:

100Глав: Подобает быти живописцу не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пияницы, ни грабежнику, не убиицы. наипаче же хранить чистоту душевную и телесную со всяцем опасением.

Кормчая: Подобает убо изуграфом, рекше иконописцем, чистым быти житием духовном жити и благими нравы, смирением же и кротостию украшатися, и во всем благое творити, а не сквернословцев ни кощунником, ни блудником ни пияницам ни клеветником ни иным иже последуют обычаем скверным.
:pardon:


---------------------------------------------------



  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 21 дек 2012, 02:02 
Аватара пользователя
Я бы сказал,что внесли некоторые коррективы..


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 21 дек 2012, 11:14 
Аватара пользователя
какие еще коррективы... коррекция - это исправление текста. никто Кормчую на 100главе не корректировал. просто ответили своими словами на вопрос Иоанна, но именно по Кормчей.
поэтому изначально надо смотреть текст в Кормчей, по поводу этой фразы, а не трактовать, что иконописцы вдруг на 100главе стали клириками.


---------------------------------------------------



  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 21 дек 2012, 17:49 
Аватара пользователя
:xm Википедия выдаёт :roll: :Решениями собора иконописцы фактически объявлялись особым церковным чином — младшими клириками.


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Должен ли иконописец быть «святее всех святых»?
СообщениеДобавлено: 21 дек 2012, 18:55 
Аватара пользователя
Из статьи В.Куткового,Иконописец: ремесленник или церковнослужитель? ;"Отметим существование чина святых иконописцев фактически от начала христианства на русской земле, т.е. они считались именно церковнослужителями. Если бы иконописцы считались ремесленниками, то такого чина не существовало б на свете. Нет же «святого золотых дел мастера», хотя эти мастера занимались изготовлением священных сосудов. Более того, складывается и особая богослужебная форма посвящения в иконописцы, чего нет для представителей ремесел. Не следует путать здесь посвящение в иконописцы с рукоположением во священники, ибо тогда произойдет их иерархическое уравнивание, а главное – произойдет прибавление к семи церковным таинствам восьмого, чего, разумеется, нет и не может быть на самом деле. Посвящение не хиротония (рукоположение), а хиротесия (руковозложение). Подобный по рангу чин существует при поставлении в чтецы и в певчие, и совершается он перед литургией. И, тем не менее, хиротесия относится к богослужению, а чтецы и певчие считаются церковнослужителями. Но и посвящение иконописца начинается с «Благословен Бог наш», «Царю Небесный» и т.д., после Богородична следует «Безмолвна уста нечестивых», тропарь Преображения Господня и пр., и пр., заканчивается же сугубой ектенией и отпустом. Что позволяет считать чин именно за богослужение."


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 21 дек 2012, 19:07 
Аватара пользователя
Речь идёт о предпосылках и исторических корнях иконописания и иконописца как миряна или клирика.Понятно, что в наше время нет этой традиции,и иконописец либо мирянин либо свободный художник,но вопрос в том утратила ли силу,исчезла ли такая традиция и была ли она вообще.Интересно,что к клиру в некоторые времена были причислены и церковные юристы,и церк.гробокопатели и экономы.Хотя в этом вопросе существенную роль могла играть место из ветхого завета;"«И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселеила <…>; и Я исполнил его Духом Божиим , мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди <…>, резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела; и вот, Я даю ему помощником Аголиава <…>, и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали всё, что Я повелел тебе: скинию собрания и ковчег откровения и крышку на него, и все принадлежности скинии, и стол и [все] принадлежности его, и светильник из чистого золота и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его, и одежды служебные и одежды священные Аарону священнику, и одежды сынам его, для священнослужения, и елей помазания и курение благовонное для святилища: всё так, как Я повелел тебе, они сделают» (Исх. 31: 1-11). "


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения: Re:
СообщениеДобавлено: 21 дек 2012, 19:16 
Аватара пользователя
Игорь писал(а):
.Понятно, что в наше время нет этой традиции,

и не было.

Цитата:
Википедия выдаёт

выдает :D

Цитата:
Из статьи В.Куткового,Иконописец: ремесленник или церковнослужитель? ;"Отметим существование чина святых иконописцев фактически от начала христианства на русской земле, т.е. они считались именно церковнослужителями.


кутковой запутался в 3 соснах.
его бред серьезно воспринимать никак невозможно.

так по Павлу мы все святые, следовательно церковнослужители. или пачпорт нужен?


---------------------------------------------------



  
 
Сообщение оценили:
Георгий П
 Заголовок сообщения: Re: Должен ли иконописец быть «святее всех святых»?
СообщениеДобавлено: 21 дек 2012, 19:26 
Аватара пользователя
илья ходырев писал(а):
.Понятно, что в наше время нет этой традиции,

и не было.
То что не было,сомневаюсь.Во первых при коммунистах иконописцы были в не закона,в первой волне большевицкого иконоборчества их просто расстреливали,потом было смягчение,на минимальный срок,так что иконописцы были тайными,а традиция посвящения ушла в прошлое по понятным причинам,и не только она,в день победы православия не анафематствовали,по запрету ком.власти и многое другое.Во вторых до революции были такие должности в Церкви как профессор иконописи,такую имели многие именитые живописцы 18-19 века,сейчас такого тоже нет...


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Должен ли иконописец быть «святее всех святых»?
СообщениеДобавлено: 21 дек 2012, 19:33 
Аватара пользователя
Игорь писал(а):
.Во первых при коммунистах иконописцы были в не закона,

незаконное предпренимательство и изготовление предметов культа. статья была.
к сакралу отношение не имеет.
так можно что угодно приплести.
а расстреливали и верующих и неверующих и просто так.
в революции и гражд. войне , кстати, кто участвовал, только атеисты чтоли?


---------------------------------------------------



  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 21 дек 2012, 20:00 
Аватара пользователя
Не уловил мысль.)))


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 21 дек 2012, 20:09 
Аватара пользователя
единственный фундаментальный труд по этому и многим др. вопросам, который знаю, и он достоин прочтения, это
Тарасов, "Икона и благочестие. очерки иконного дела в императорской россии".
оч. рекомендую.


---------------------------------------------------



  
 
Сообщение оценили:
Игорь
 Заголовок сообщения: Re: Должен ли иконописец быть «святее всех святых»?
СообщениеДобавлено: 21 дек 2012, 20:40 
Аватара пользователя
илья ходырев писал(а):
единственный фундаментальный труд по этому и многим др. вопросам, который знаю, и он достоин прочтения, это
Тарасов, "Икона и благочестие. очерки иконного дела в императорской россии".
Цитирую из него;" То, что писание икон — это удел избранных, становилось ясно и потому, что иконы писали святые цари. В контексте сакрализации монарха — довод весьма существенный. Так, например, «святый благоверный царь Мануил Палеолог гречин писаше многия иконы святыя своею рукою тщанием и в любви». Он написал «Спасов образ на престоле сядяща и со евангелием и благословляющею десницею, зовомы Спас златая риза, к себе вбожницу постави и моляшеся с верою»."


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 21 дек 2012, 20:46 
Аватара пользователя
Моральный кодекс для иконописцев брался, как правило, из 43-й главы Стоглава и подкреплялся ссылкой на Кормчую письменную, глава которой «Сказание о иконописцах каковым быти подобает» представляла собой выпись из Исидора Пелусийского. Их связь между собой несомненна, поскольку Кормчая, как известно, составлялась Макарием накануне Стоглавого собора. В 43-й главе «чистота моральная», перешедшая затем в иконописные подлинники, звучала так: «Подобает быти живописцу смиренну, кротку, благоговейну, непразднословцу, несмехотворцу, несварливу, независтливу, непьяницы, неграбежнику, неубийцы. Наипаче же хранити чистоту душевную и телесную со всяцем опасением, не могущем же до конца тако пребыти по закону женитися и браком сочетатися, и приходити ко отцем духовным начасте и во всем извещатися и по их наказанию и учению жити в посте и молитве, и воздержании, со смиренномудрием, и кроме всякого зазора и бесчинства». Этот моральный кодекс сочетался не только с контролем над иконописцем (о чем мы будем еще говорить), но c. 132
c. 133 ¦ и с требованием его особого почитания, которое было обращено к простым людям-мирянам, к духовному начальству и «вельможам»


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Страница 2 из 4   [ Сообщений: 50 ]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Выберите действие

Начать новую тему
Страница 2 из 4   [ Сообщений: 50 ]

      

Перейти:  
cron
Яндекс.Метрика


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
610nm Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Copyright © Aiwan. Kolobok smiles
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB