Вы читаете тему: Должен ли иконописец быть «святее всех святых»?

 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 21 дек 2012, 20:50 
Аватара пользователя
Выделение значения «жития» мастера служит составителю подлинника или сборника, чтобы обусловить им истинность или ложность образа. С этой целью чаще всего приводился текст Феодосия Пустынника, согласно которому «свидетельство» иконы епископом, митрополитом или патриархом означало прежде всего «свидетельство» поведения иконописца: «будет икона воображена добро, свидетельствует житие его»


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 21 дек 2012, 21:01 
Аватара пользователя
Тот, кто избран Богом писать образы, не должен уклоняться от предначертанного пути. Если иконописец станет писать «мирские вещи», это рассматривалось как грех и глумление в силу сакральности самого иконного действа. «Аще убо кто на таковое святое дело, еже есть иконное воображение, всяко сподобится искусен быти, тогда не подобает ему кроме святых икон воображати ничтоже», — гласил текст подлинника.


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 21 дек 2012, 21:04 
Аватара пользователя
Тарасов как-то рассматривает в одном контексте или скорее не последовательно,традиции иконописи раскольников и православных,так что иногда не поймёшь от куда он цитирует...


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 21 дек 2012, 21:10 
Аватара пользователя
В связи со всем этим в иконописные подлинники включали главу Кормчей «О том еже святых икон не отягчити ценою сребра», в которой благочестивая жизнь иконописца предполагала монашеское поведение и следование модели «древних богомудрых изографов». Мирского иконника обязывали запрашивать за свой труд только самое необходимое, чтобы ему хватало на пищу, одежду и покупку красок: «Подобает же се ведати честным изуграфом, рекше иконописцем, иже аще благоверно жительство имать, к тому же истоваго подобия воображению от древних богомудрых изуграфов подражати сподобился еси, к тому же и меною сребра да не отягчит святые иконы, но доволен будет от имущаго примати, на пищу и одежду и на рукоделие шаровнаго запасцу».

Примечательно, что эта система нестяжания в отношении иконы издавна на Руси имела двустороннюю связь: покупатель иконы также должен был расставаться с богатством. Покупка иконы в данном случае выступала своеобразным условием включения в игру, носившую серьезный характер: речь шла о каритативных законах милостыни и о необходимости жертвовать на святое дело. В главе «О том як неоскудити изуграфа» говорилось: «Такоже и всякому православному христианину, имуще веру написати коего любы святой образ подобает ему неоскудно удоволити честнаго изуграфа, якоже должно и удобно, да не стяжает о неких нужных потребах нань» (курсив мой. — О. Т.).

Кстати, отдать за икону «все» — черта старого русского благочестия. Одним из первых пытался поставить ее под сомнение Иосиф Владимиров, обвинивший богачей, что, покупая иконы, те «яко пленника много торгуют и много молвят о цене». Но «дорогое письмо» царский изограф явно отождествлял с новообрядческими образами. Дело было, конечно, не в скупости, а в том, что многие тогда, по его же словам, еще «плохим иконам (то есть со старой символикой. — О. Т.) веру держали»[287]. Во многих сказаниях о богородичных чудотворных иконах того времени звучал призыв к человеку отдать за икону «все», и, конечно, этот призыв находил в его душе отклик: при Алексее Михайловиче на иконы денег явно не жалели*****. В этой связи можно предположить, что малобъяснимые безумные цены на иконы при Николае II частично явились не чем иным, как отражением копирования в его эпоху модели благочестия Московской Руси XVII в.


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 21 дек 2012, 21:23 
Аватара пользователя
От святости иконописца как-то незаметно и плавненько пришли к цене за икону)


Оцарапанную руку подставляю солнцу
Танэда Сантока



  
 
 Заголовок сообщения: Re:
СообщениеДобавлено: 22 дек 2012, 00:09 
Аватара пользователя
Игорь писал(а):
Тарасов как-то рассматривает в одном контексте или скорее не последовательно,традиции иконописи раскольников и православных,так что иногда не поймёшь от куда он цитирует...

все понятно. прежде всего он рассматривает исторически, как складывалось иконописание в россии, какое было отношение, с той и др. стороны... со стороны идеалистической, мифотворческой, так и простой бытовой.. ремесленной. причем что ценно, ничего не вырывает из контекста, а доносит до читателя весь тот сложный сплав той жизни, связанный с иконописью... но и не только. короче, не все так однозначно было... как кому-то может представляться история христианского искусства по решениям соборов, святоотеч.цитат вырванных, как всегда)) из контекста, и проч. законов.


---------------------------------------------------



  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 22 дек 2012, 00:25 
Аватара пользователя
В интересующей теме из его книги,в основном разбирается раскольническая реальность в иконописании,но учитываю особую традиционность строобрядцев,можно пытаться на основании их практики говорить о более поздних временах.У него часто звучит высказывание,что у ст-обр. иконописец был на уровне священника по почитанию...,хотя с другой стороны такое в православии 10-14 веков кажется не мыслимым,это уже новые перекрученные убеждения на основании древних слухов,внутри их общин..


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



Последний раз редактировалось Игорь 22 дек 2012, 00:33, всего редактировалось 1 раз.

  
 
 Заголовок сообщения: Re:
СообщениеДобавлено: 22 дек 2012, 00:31 
Аватара пользователя
Ульяна писал(а):
От святости иконописца как-то незаметно и плавненько пришли к цене за икону)

а как же иначе?)) тарасов рассматривает в своей книги отношение к иконе в плане благочестия.

и вопрос этот , конечно связан с деньгами, и был всегда связан.

вот забавно, недавно в мастерской очередную документальную фильму снимали... видеоряд как обычно... клей, паволока, левкасить, пигменты тереть...))

папуасия, в общем..

и тетка-режиссер мне заявляет:
- а у вас я икону никогда бы не заказала!

отвечаю ей:
- так это и ежу понятно. для вас же иконописец - это папуас с крестом в зубах. т. е. православие - только лишь экзотика, и все что не подпадает под ваши представления, автоматич. становится "неправославным".
не хватает театра - бородатый-волосатый, в холстине и в кирзачах должон быть. и на лошади ездить, а не на машине.
и непременно поститься перед написанием иконы... вот такой бред выпалила. и так эмоционально))

позабавил, кстати, ее же вопрос:
- а материальное, деньги, для вас в иконописании имеет значение?

_в каком смысле? когда пишу икону - думаю об иконе.
когда получил вознаграждение за нее - думаю о деньгах. т. к. деньги уже есть, а иконы уже нет))

она:
-а как же благодатная работа для церкви... что за стяжательство...

хорошо, говорю, будете содержать мою семью? а я буду писать иконы вам безвозмездно))

ее ответ не устроил.

и что забавно, еще пару лет назад покупала она в мастерской мою икону.
да... таких анекдотов много можно рассказать...


---------------------------------------------------



  
 
 Заголовок сообщения: Re:
СообщениеДобавлено: 22 дек 2012, 00:37 
Аватара пользователя
Игорь писал(а):
В интересующей теме из его книги,в основном разбирается раскольническая реальность в иконописании.

естественно. во-1-х, только у старообрядцев в императорской россиии сохранился "канон" письма. а фрязь, как известно, плавно перетекла в религиозную живопись, которую иконичной сложно назвать.

во-2-х, "староверское" отношение к иконе - это сохранённое отношение к ней, какое было на протяжении веков.

по теме, у него в книге надо многое сопоставлять между собой, а не только одну главу читать.


---------------------------------------------------



  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 22 дек 2012, 00:40 
Аватара пользователя
Тихон Задонский:

Так и в христианах должны быть свойство и подобие Отца Небесного. Должны и они быть святы, благи, милосердны, кротки, терпеливы и прочее. Так им говорится: «по примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: Будьте святы, потому что Я Свят» (1Пет.1:15–16). «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6:36).


Святая блаженная мати Матроно, моли Бога о нас!



  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 22 дек 2012, 00:42 
Аватара пользователя
Но что характерно -- у старообряцев НИ ОДНОЙ КРАСИВОЙ ИКОНЫ НЕ ВИДЕЛ. Стильно -- да. Но чтоб как у древних -- красота -- так нет. А 19 бывают -- аж дух захватыват, такие святолепные.


Святая блаженная мати Матроно, моли Бога о нас!



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Должен ли иконописец быть «святее всех святых»?
СообщениеДобавлено: 22 дек 2012, 00:42 
Аватара пользователя
илья ходырев писал(а):
и тетка-режиссер мне заявляет:
- а у вас я икону никогда бы не заказала!
Вот !!! об этом я когда-то говорил,это не заблуждение,хоть можно приводить против этого веские аргументы,это вековые требования народа к иконописцу, которые слаживались постепенно и изменить их не возможно,так что Илья ,делай выводы,одевай кирзачи и бороду как у д.мароза.


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Должен ли иконописец быть «святее всех святых»?
СообщениеДобавлено: 22 дек 2012, 00:49 
Аватара пользователя
Игорь писал(а):
илья ходырев писал(а):
и тетка-режиссер мне заявляет:
- а у вас я икону никогда бы не заказала!
Вот !!! об этом я когда-то говорил,это не заблуждение,хоть можно приводить против этого веские аргументы,это вековые требования народа к иконописцу.

я не против требований, и не народа, (нарот напридумывать может себе чего угодно), а свыше, без них икона не напишется, но вопрос в другом, что надо учитывать историч. реалии, которые конгруэнтны друг другу в любую эпоху.


---------------------------------------------------



Последний раз редактировалось илья ходырев 22 дек 2012, 00:56, всего редактировалось 1 раз.

  
 
 Заголовок сообщения: Re:
СообщениеДобавлено: 22 дек 2012, 00:54 
Аватара пользователя
Димитр писал(а):
Но что характерно -- у старообряцев НИ ОДНОЙ КРАСИВОЙ ИКОНЫ НЕ ВИДЕЛ. Стильно -- да. Но чтоб как у древних -- красота -- так нет. А 19 бывают -- аж дух захватыват, такие святолепные.


хехе... тут как смотреть... для тебя "древние" - чьи? свои.
так и старообрядцы "древних" - своими иконописцами считают. староверскими. а нам, никонианам - остаются только фрязь и религиозная живопись. :pardon:

а с другой стороны - "мне это нравится, а вот этого ваще не видел" - так это частный личный случай, и не более.


---------------------------------------------------



  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 22 дек 2012, 01:00 
Аватара пользователя
Интересно то ,что ни того что иконописец есть член клира или мирянин,конкретных записей не нахожу,из этого только логически вытекает,что у него некая либо средняя либо высшая степень иерархии между этими двумя,хотя высшее исключено,разве что некая особая.. :-): и это даже радует,есть в этом некая гибкость и нестандартность,некий творческий выбор.. :D


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Страница 3 из 4   [ Сообщений: 50 ]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Выберите действие

Начать новую тему
Страница 3 из 4   [ Сообщений: 50 ]

      

Перейти:  
cron
Яндекс.Метрика


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
610nm Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Copyright © Aiwan. Kolobok smiles
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB