Вы читаете тему: Об иконописном рисунке.

 Заголовок сообщения: Об иконописном рисунке.
СообщениеДобавлено: 07 фев 2013, 13:12 
Аватара пользователя

Автор Темы

открыть тему захотелось после прочтения статьи "исследование рисунка праздничных икон Благовещенского собора кремля", из книги "техники и технологии в сакральном искусстве".

позже, кратко изложу тезисы статьи. но суть в чем, автор дотошно, на основании иследований (не только аналитических, но и лабораторно-химических), выстраивает единый для иконописи 14-15 вв. подход к иконописному рисунку, как связной графической системы, в которой рисунок технически и стилистически , от подготовительного, до заключительных описей, был видимым и невидимым каркасом художественной целостности иконы.

да, звучит банально) , но есть особенности, на которых остановлюсь подробнее потом.

вообще, есть интерес, кто как делает рисунок? ведь есть множество вариантов.. которыми мы пользуемся, и в принципе, они являются вариантами академич. рисунка, заточенными под иконную стилистику.
поэтому интересно посмотреть сам подготовительный этап.
Георгий, к примеру, уже показывал свои работы на этапе графики... у меня ничего нет(, т. к. рисую на левкасе, соответственно, фиксации рисунка не делал.. должны быть где-то подготовительные рисунки к сложным композициям, найду, выставлю.
смелее..))


---------------------------------------------------



  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 07 фев 2013, 14:01 
Аватара пользователя
Думаю,всё-таки для Византии были характерны наброски,эскизы перед написанием икон.Такой вывод можно сделать изучив материал по европейской живописи 10-15 веков,жаль что такие наброски от Византии не сохранились,в отличай от европейской живописи.Европейцы многие учились у греков,об этом есть не мало исторических фактов,так что кто придумал наброски вопрос дискуссионный...Есть рассказ про одного древнегреческого живописца,как он выбрал самых красивых девушек,отрисовал их,и выбрав у всех самые красивые части тела,написал уже идеальную красавицу... :D


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 07 фев 2013, 14:16 
Аватара пользователя

Автор Темы

наброски, эскизы, наверное, характерно для любой культуры, т. к. сложно представить, к примеру, монументальную роспись без хотя бы какого-либо эскиза..


---------------------------------------------------



  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 07 фев 2013, 14:38 
Аватара пользователя
В Российской империи 19 века, в канонической иконе уже вовсю использовали только прориси,точные копии,возможно это и затормозило развитие иконы,на первом этапе...


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения: Re:
СообщениеДобавлено: 07 фев 2013, 19:24 
Аватара пользователя
Игорь писал(а):
В Российской империи 19 века, в канонической иконе уже вовсю использовали только прориси,точные копии,возможно это и затормозило развитие иконы,на первом этапе...

Это смотря что понимать под словом "прориси".
Игорь, ты пользуешься прорисями?

Я, например, пользуюсь. Вообще, без прорисей редко работаю. Прорись (он же рисунок) делаю на бумаге карандашом, фломастером, кистью/краской... Если надо вырезаю фрагменты бумаги и вклеиваю кусок чистого листа (чтобы тот или иной фрагмент переделать полностью)... режу, стригу, склеиваю, меняю местами, двигаю... То же самое делаю и в фотошопе... когда рисунок мне кажется удачным переношу его на кальку, с которой потом перевожу на доску. Переведенный рисунок снова дорабатываю кистью/сиеной.
Бывает, что карандашом прямо по левкасу пишу, затем краской дописываю и клячкой стираю графит. Но это реже.

А зачем прорись? - Чтобы левкас не завозюкивать, чтобы стеркой жирный графит не размазывать... Чистота левкаса бывает очень важна. Например, под полимент левкас неплохо бы и спиртом обезжирить. :pardon:

Прорись использовали и в эпоху Возрождения... говоря о монументалке - Сикстинская капелла по прорисям была расписана.

А популярное мнение, что с 16 века на Руси все делалось по прориси и оттого иконопись загнулась мне вообще кажется сомнительным... То есть, говорящие это люди подразумевают наличие некоих "комплектов прорисей" которыми пользовались все подряд. Покупаешь такой блокнот тематический, типа "Иконы Спасителя" или "Двунадесятые Праздники" и давай обводить... :fool: Странно. Можно подумать формат досок был у всех стандартный. По ГОСТу. Абсурд! Так или иначе приходилось какую-то композицию "растягивать", какую-то увеличивать... это же все без ксерокса делалось. Значит, вручную рисовали и перерисовывали.


  
 
Сообщение оценили:
Nicolai, павелрублев
 Заголовок сообщения: Re: Об иконописном рисунке.
СообщениеДобавлено: 07 фев 2013, 19:52 
Аватара пользователя
Георгий П писал(а):
А популярное мнение, что с 16 века на Руси все делалось по прориси и оттого иконопись загнулась мне вообще кажется сомнительным... То есть, говорящие это люди подразумевают наличие некоих "комплектов прорисей" которыми пользовались все подряд. Покупаешь такой блокнот тематический, типа "Иконы Спасителя" или "Двунадесятые Праздники" и давай обводить... Странно. Можно подумать формат досок был у всех стандартный. По ГОСТу. Абсурд! Так или иначе приходилось какую-то композицию "растягивать", какую-то увеличивать... это же все без ксерокса делалось. Значит, вручную рисовали и перерисовывали.
Во первых практика копирования очень древняя,делали доску один в один с оригиналом ,как правило чудотворной иконы,переводили,а потом ещё откалывали кусочек краски и им освещали,или прикладывали икону к икону,короче разные забубоны были,но для людей того времени это забубонами не казалось,наоборот,сакральное действо.Во вторых есть метод квадратики,можно один в один,в разных форматах перекатать любую икону и не надо ксерокса. :wink:
Георгий П писал(а):
Игорь, ты пользуешься прорисями?
Мне лично кажется логичнее рисовать на бумаге,а потом переводить(много стираю и перерисовываю,может рисунок затянутся на несколько дней. :D ),моя жена сразу рисует по доске,левкас можно подтереть той-же наждачкой 2000 и хорошей резинкой.


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 07 фев 2013, 20:44 
Аватара пользователя
Копирование - это да. Безусловно. И кальки с оригинала снимали и доску 1:1, и краски... Но это т.с. эксклюзивные заказы.
А я говорю про обычные мастерские, которые писали, например, "Владимирскую икону Богоматери" (по несколько раз в год и самых разных размеров) без претензий на точную копию. Именно по произведениям из таких мастерских мы можем судить об иконописи 16 века, к примеру, в целом. А эксклюзивные заказы - они не показатель... их и выполняли лучшие из лучших, и доступ к оригиналам был открыт...


  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 07 фев 2013, 20:53 
Аватара пользователя
Были классические размеры досок,под такие доски делали рисунки на многие лета,а потом просто переводили по этой кальке ,что бы не играться ,"артельное искусство" :D


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 07 фев 2013, 21:08 
Аватара пользователя
и где они в музеях, все эти "классические размеры"? И из личного опыта - более чем 10 раз одну кальку не обведешь - силуэт до дыр стирается.
Если сдавали в лавки - то вероятность написания с одной кальки десятка икон имеется. Но это если в лавки. А если заказчик приходит лично и заказывает? А если в иконостас? Или нишу? Тут уж каждый из нас знает - все равно каждый раз рисунок надо под доску подгонять. Из моего опыта - нечасто одной прорисью удается пользоваться. Бывает, конечно, но это как в порядке исключений.
Все-же в музеях мы видим не такое уж поточное письмо (по крайней мере, в городских музеях. В районных краеведческих часто письмо послабее и поточнее...).

Были, наверняка, некие особо популярные, аналойные размеры... как и типовые холсты под масляную живопись (в рамках метр на полтора, к примеру) в 19 веке во Франции продавались в худ.лавках. Но сомневаюсь, что штамповали по одной прориси.


  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 07 фев 2013, 21:19 
Аватара пользователя
Георгий какие музеи...,в Российской империи, в год, писали десятками миллионов икон,где они ?


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 07 фев 2013, 21:23 
Аватара пользователя
На потоке, конечно, использовали готовые прориси. Тем более, что они их аккуратно использовали, методом припорха. Такие у меня в каталогах прорисей имеются :roll: Сама рисую сразу на левкасе, на бумаге очень редко, только если композиция сложная и в голове нет ясного представления о том, как это нужно делать.


  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 07 фев 2013, 21:30 
Аватара пользователя
Цитата:
какие музеи...
:) Это, безусловно, так. Где? Ну, и музеев немало (вот где-нибудь наверное и есть икон 5 одного и того же сюжета и одного и того же размера из одной и той-же мастерской... было бы интересно посмотреть), в 20 веке уничтожены, по Европам развезены... Так или иначе - будь все настолько поточно, мы бы точно имели множество примеров, мне кажется. А так - списки - да. Приблизительно похожие на известные чудотворные иконы - да. Точные копии - есть, немного, но есть.

Алла, а где указано, что с этой прориси сделано стопьсяттыщ икон? Может, сделали одну-две... и все. Например, на Крите писали часто в 15-17 вв святого Георгия на коне и арх. Михаила ростового (с голыми коленями, такой) - но размеры-то досок разные. Формы разные. Пропорции досок. Да, срисовывали. Делали прориси... но это не значит, что работа в конечном счете сводилась к раскрашиванию.


  
 
 Заголовок сообщения: Re: Об иконописном рисунке.
СообщениеДобавлено: 07 фев 2013, 22:23 
Аватара пользователя
Георгий П писал(а):
Так или иначе - будь все настолько поточно, мы бы точно имели множество примеров
не всё.кто же говорит,что всё... были разного уровня мастера,а так по сёлам можно поездить,может что-то и осталось,а так,что большевики не уничтожили,то пропало или уехало за бугор,или на бытовые нужды пошло,мало ли вариантов...


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Об иконописном рисунке.
СообщениеДобавлено: 07 фев 2013, 22:38 
Аватара пользователя
Это я все к тому, что пмсм прорись - это не столько "переводная картинка" (для тех у кого руки-крюки), сколько "подготовительный рисунок" (выверенный, точный). :pardon:

А что Автор темы думает по вопросу? :wink:


  
 
 Заголовок сообщения: Re:
СообщениеДобавлено: 07 фев 2013, 22:53 
Аватара пользователя

Автор Темы

Алла-Альфия писал(а):
На потоке, конечно, использовали готовые прориси.

нуу... развели с прорисями))
не использовали на потоке прориси.
вообще, давайте посмотрим историю прорисей.
не как имеет ввиду Георгий, как подготовительный эскиз для работы, а как сборник.
вот изначально, сборник прорисей выполнял одну простую задачу, как сейчас у нас есть альбомы с репродукциями - просто иконографический лицевой свод сюжетов.

то что мы можем наблюдать в более позднее время.. листы с перфорацией для припороха, штампы (именно печатные прориси, на которых отпечатаны элементы рисунка) - это для обучения.

ни в какой артели прорисями как калькой не пользовались... смотрите сами..- по артельным иконам, а не по любительской деревенщине.
иконник писал до полусотни икон в день.. мастер-виртуоз скорописи... когда алгоритм работы доведен до автоматизма. десятки лет такой работы с детства - и любая фигура, сюжет, роскрышь, а по ней виртуозный рисунок.. да ему с происями времени бы больше ушло возиться))

да и подумайте, что при таком потоке, пришлось бы наладить еще и производство прорисей, т. к. они действительно не вечны.
пробовал кто-нибудь с припороха снять рисунок? его потом заново надо отрисовывать, практически с нуля.

это еще один пример мифологии про иконопись... прориси..


---------------------------------------------------



  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Страница 1 из 4   [ Сообщений: 47 ]
На страницу 1, 2, 3, 4  След.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Выберите действие

Начать новую тему
Страница 1 из 4   [ Сообщений: 47 ]

      

Перейти:  
cron
Яндекс.Метрика


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
610nm Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Copyright © Aiwan. Kolobok smiles
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB