Вы читаете тему: Об иконописном рисунке.

 Заголовок сообщения: Re: Re:
СообщениеДобавлено: 07 фев 2013, 23:01 
Аватара пользователя
илья ходырев писал(а):
сборник прорисей выполнял одну простую задачу, как сейчас у нас есть альбомы с репродукциями - просто иконографический лицевой свод сюжетов


Да, например ""Изображения Божьей матери и святых православной церкви"" - по таким рисункам можно просто составить общее представление как выглядел святой, какие одежды...


  
 
 Заголовок сообщения: Re: Об иконописном рисунке.
СообщениеДобавлено: 07 фев 2013, 23:02 
Аватара пользователя
илья ходырев писал(а):
позже, кратко изложу тезисы статьи
?
илья ходырев писал(а):
иконник писал до полусотни икон в день.. мастер-виртуоз скорописи...
:-): Рассмешил !!!
илья ходырев писал(а):
да ему с происями времени бы больше ушло возиться
А кто говорил что он был один ?
Игорь писал(а):
"артельное искусство"


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Об иконописном рисунке.
СообщениеДобавлено: 07 фев 2013, 23:03 
Аватара пользователя

Автор Темы

и потом, насчет аналогичности размеров и похожих икон.. у нас глаз замылен на музейной иконе.. или на репродукции известных работ.. я внимательно отслеживаю на антик-форумах представленные иконы.. вот где разнообразие и вариативность, примеры того, чего нет или не выставлено в музеях.

колоссальное разнообразие решений сюжетов, размеров, компоновок, стилистических неординарных особенностей... аккуратно сохраняю в папку.)) никакими прорисями не пахнет, а явственно видно творческое решение мастера.


---------------------------------------------------



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Об иконописном рисунке.
СообщениеДобавлено: 07 фев 2013, 23:05 
Аватара пользователя

Автор Темы

Игорь писал(а):
Игорь писал(а):
"артельное искусство"

Рублев тоже в артели работал.
вообще, презрительное отношение к "артели" , как к потоку и проч., это из области фантазий истинных духовных иконописцев современности. :D


---------------------------------------------------



  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 07 фев 2013, 23:07 
Аватара пользователя
Из истории средневекового рисунка.


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Об иконописном рисунке.
СообщениеДобавлено: 07 фев 2013, 23:11 
Аватара пользователя

Автор Темы

Игорь писал(а):
илья ходырев писал(а):
иконник писал до полусотни икон в день.. мастер-виртуоз скорописи...
:-): Рассмешил !!!
илья ходырев писал(а):
да ему с происями времени бы больше ушло возиться
А кто говорил что он был один ?

что рассмешило? разговор был о потоке, соответственно - скоропись.

никто не говорил, работали артелями.
а как ты представляешь работу с прорисью в те времена технически? :D по клеточкам? и доски вершками меряли, не дай Бог ошибиться... вся работа насмарку пойдет))
это сейчас, мы, с академич. подходом, смотрим на прориси как на кальку, а они выполняли роль иконографич. подлинника.


---------------------------------------------------



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Об иконописном рисунке.
СообщениеДобавлено: 07 фев 2013, 23:13 
Аватара пользователя
илья ходырев писал(а):
Рублев тоже в артели работал.
Ещё скажи,что он делал доличное,а Феофан личное,а Прохор золотил... :D Есть артели по типу Мстера,Халуй,Палех а есть артели иного уровня,первый миллион икон в год штамповали,а вторые икон 50 максимум.И эти два уровня даже смешно сравнивать,как детский рисунок и Мадонну Давинче.


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Об иконописном рисунке.
СообщениеДобавлено: 07 фев 2013, 23:16 
Аватара пользователя

Автор Темы

Игорь писал(а):
илья ходырев писал(а):
Рублев тоже в артели работал.
Ещё скажи,что он делал доличное,а Феофан личное,а Прохор золотил... :D Есть артели по типу Мстера,Халуй,Палех а есть артели иного уровня,первый миллион икон в год штамповали,а вторые икон 50 максимум.И эти два уровня даже смешно сравнивать,как детский рисунок и Мадонну Давинче.

думаешь, Рублев во Владимире в одиночку собор расписывал?


а я не об уровне говорю, а о методе.


---------------------------------------------------



  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 07 фев 2013, 23:20 
Аватара пользователя
Что тут думать,кто что писал уже давно решили,кто праздники, а кто деисис и т.д.,у каждого был свой объём работы,только не частичный,скажем буквочки или ассист,а целые иконы.))) Давай лучше ближе к началу твоей темы,там тезы ,интересно,это уже пройденный этап..


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Об иконописном рисунке.
СообщениеДобавлено: 08 фев 2013, 00:00 
Аватара пользователя

Автор Темы

итак, к статье.

исследовали иконы Рублева (праздники из Благовещ. собора), Троицу, Звенигородский чин, росписи во Владимире, и много др. икон 14-15 вв.

почему именно этот период? потому что в те века культивировалось "акварельное" письмо.
и это не уплотнение пигмента, т. к. есть примеры более ранние и поздние с плотным письмом. можно сказать, была такая техническая школа письма, это видно по суздальским иконам, владимирским, ростовским... но рублевские праздники дошли до нас в таком состоянии, что все этапы письма оголены.
плюс, рентген, съемка в инфракрасном излучении, бинокулярный микроскоп, + химич. анализ пигментов.
т. е. это не один автор статьи делал, а большая группа исследователей.

к каому пришли выводу, что была своя разработанная графическая система, подразумевающая под собой не неслучайный результат, а авторский замысел.

1. вначале по левкасу был подготовительный рисунок серой (иногда - черной) краской.
вроде, ничего необычного, в византии так же делали, но в отличии от греков, подготовительный рисунок не моделировал форму. а художник в основном искал цельный абрис фигуры, и ее каркас.
рисунок исполнялся довольно небрежно, без каллиграфичности, без четкого уточнения линий складок одежд.. достаточно хаотично. т. к. он все равно будет скрыт цветом.

2 автор вводит термины - внешний и внутренний рисунок.

подготовительный - внутренний.
после "акварельной" роскрыши, внутренний рисунок оставался виден. причем, он не всегда скрывался цветом, а в некоторых моментах исполнял роль внешнего русунка, т. е. сохранялся для определенных целей - как-то : орнамент, рельеф на стенах и проч.
таким образом, внешний и внутренний рисунки были взаимозаменямы и дополняли друг друга.

3. затем шла рабочая опись, в основном цветом... уточнялся рисонок, оттушевывался, клалась теневая разделка.

4. потом пробела, и белильный рисунок.

благодаря "акварельности" письма, все элементы графич. системы составляли густой и насыщенный художеств. язык.
итак, этот технич. прием прозрачности от подготовительного рисунка к завершающей описи, именно характерен для эпохи Рублева.
такими приемами, написана, сама Троица., в которой сквозь многочисленные плави просвечивает подготовительный рисунок, рисунок уточняющий форму, и сверху белильный рисунок. причем, на корич. хитоне - голубые пробела, с вишневой описью... т. е. "художественное пластическое тесто" задумано и исполненно очень сложно...

в общем... интересное исследование... в др. статье разбирается техника росписей собора во Владимире... на примере личного.

пс. это я собственно, к чему... к риторическому вопросу, почему многие современные иконы напоминают по исполнению плакаты РОСТА..

псс. да, про химию интересно написано... какие колера использовал Рублев, как варьировал санкирь.. не только по составу, но и по помолу пигментов, в зависимости от задачи.


---------------------------------------------------



  
 
Сообщение оценили:
Eлизавета, Nicolai, Георгий П, Игорь
 Заголовок сообщения: Re: Об иконописном рисунке.
СообщениеДобавлено: 08 фев 2013, 00:19 
Аватара пользователя
илья ходырев писал(а):
исследовали иконы Рублева
Иконы Феофана грека не исследовали они ?
илья ходырев писал(а):
1. вначале по левкасу был подготовительный рисунок серой (иногда - черной) краской.
вроде, ничего необычного, в византии так же делали, но в отличии от греков, подготовительный рисунок не моделировал форму. а художник в основном искал цельный абрис фигуры, и ее каркас.
рисунок исполнялся довольно небрежно, без каллиграфичности, без четкого уточнения линий складок одежд.. достаточно хаотично. т. к. он все равно будет скрыт цветом.
И о чём это говорит ? О том,что они писали иконы по методу фрески..,в Софии Киевской,которую расписывали греки,не то же самое ли..?


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 08 фев 2013, 00:41 
Аватара пользователя

Автор Темы

Феофана тоже исследовали. но его творчество не рассматривается в статье подробно.

да, говорит о фреске. я не упомянул, что автор проводит эти параллели, наряду с исследованием станковых икон разбирается и технич. приемы фрески.
вообще, в летописях первое упоминание о Рублеве - как о стенописце.


---------------------------------------------------



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Об иконописном рисунке.
СообщениеДобавлено: 08 фев 2013, 23:41 
Аватара пользователя
илья ходырев писал(а):
2 автор вводит термины - внешний и внутренний рисунок.

подготовительный - внутренний.
после "акварельной" роскрыши, внутренний рисунок оставался виден. причем, он не всегда скрывался цветом, а в некоторых моментах исполнял роль внешнего русунка, т. е. сохранялся для определенных целей - как-то : орнамент, рельеф на стенах и проч.
таким образом, внешний и внутренний рисунки были взаимозаменямы и дополняли друг друга.
Про внешний рисунок,как-то туманно...
илья ходырев писал(а):
рисунок уточняющий форму
Почему рисунок,просто уже шла лепка формы...? Первый рисунок,как каркас,на который опираются в основном при работе на фреске,по мокрой штукатурке,так как нет времени вырисовывать все тонкости углём скажем,стирать и т.д.,поэтому пишут кистью,в иконе это зачем ? Когда есть время,чтобы поработать на совесть над рисунком.Зря что ли Давинче придумал под тайную вечерю(которую писал 2 года :xm ), сухую штукатурку,в замен мокрой,что бы не спешить ?? (хоть и не совсем удачно :D )


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Об иконописном рисунке.
СообщениеДобавлено: 09 фев 2013, 00:50 
Аватара пользователя

Автор Темы

Цитата:
Про внешний рисунок,как-то туманно...
Почему рисунок,просто уже шла лепка формы...?


не туманно... просто большой объем информации, не обо все написал.

внешний рисунок - это фиксация формы, уточнение графики. причем, уже цветом, и сохранялось и дублирования внешнего и внутреннего рисунка, и полное его несовпадение... в этом достигался, при прозрачности письма, эффект необычной густоты письма.

можно сказать лепка... но не в византийской манере. автор проводит сравнения моделировки форм византийской и русской 14-15 вв.
вывод такой - что византийцы лепили форму более академически, т. с., а в эпоху Рублева этот прием претерпел изменения, в более стилизованную форму. т. е. моделирование было за счет цветовой наполненности формы.. самим письмом. цветные лессировки, притинки, цветные уточняющие линии. это именно то, что было характерно для того периода.
своего рода, это был продуманный элемент стиля.

Цитата:
,поэтому пишут кистью,в иконе это зачем ? Когда есть время,чтобы поработать на совесть над рисунком.


не затем что зачем, а что так умели) начинать на левкасе рисовать кистью, прокладывать подмалевок, потом фиксировать формы другими приемами, одновременно строя форму рисунком и цветом.

и это не голословно, в статье подробно, на основе исследований, дотошно разбираются различные иконы разных мастеров, сравниваются их манеры рисунка, анализируются ведущие мотивы в иконе - разделка одежд, горок, личного... и все это на известных произведениях, таких как Троица, Звенигородский чин, благовещенские праздники.. даже рассматривается вопрос текучести краски... какой мастер как его использовал.

кстати, насчет последнего, о приеме работы с текучестью, делается вывод, который, впрочем, уже давно не новость.
Троица Рублева хрестоматийно считается его поздним произведением.. но анализ манеры, приемов, дифференцированный подход к линии указывает на то, что Троица хронологическа близка к благовещенским праздникам. а не к позднему рублевскому периоду.

Цитата:
Зря что ли Давинче придумал под тайную вечерю, сухую штукатурку,в замен мокрой,что бы не спешить ??

насчет древнерусской фрески.. в книге есть исследование Филатова "к истории технологии русской монументальной религиозной живописи".
и есть существенные отличия в методике работы от европейской фрески.
писали по "мокрому", но писать можно было до 3 дней. затем фреска прописывалась клеевыми красками.
так выполнены росписи во Владимире Рублевым, в Новгороде в храме Феодора на Ручье, Ковалева, Волотово, РОждественнская церковь и другие.

пс. да, и насчет "акварельности" письма. прозрачность использовалась только там, где задумал автор, а сама фактура иконного письма была разнообразна - от полносью плотного эмалевого цвета, до легкой акварельности.. и все это заплавлялось, лессировалось..

кстати, высказывается гипотеза, что толчок к этой культивированности такой техники, дал Феофан. начиная со фресок Спаса на Ильине улице (а Феодор Стратилат - это точно под его влиянием написано), и своей работой над Деисусом в кремле.

делался рентген его икон, приемы схожи, но письмо Феофана более плотное.

рассматривается Звенигородский чин... и чем он характерен - практически "отсутствием" какой-либо педалированной манеры и технич. приемов. если помнишь, он написан совершенно какбы без прикосновения кисти художника, настолько совершеннен. полная отрешенность и нерукотворность.


---------------------------------------------------



  
 
Сообщение оценили:
Игорь
 Заголовок сообщения: Re: Об иконописном рисунке.
СообщениеДобавлено: 09 фев 2013, 01:22 
Аватара пользователя
илья ходырев писал(а):
высказывается гипотеза, что толчок к этой культивированности такой техники, дал Феофан.
Факт в том,что все русские иконописцы всегда только учились писать у кого-то,или у греков или у европейцев,но вероятнее всего не полностью им всё преподавали,некоторые вещи очевидно мастера утаивали(в отличай от икон,писание фресок они могли видеть от и до,а вот зайти в мастерскую,скажем к греку и стоять над головой,сомневаюсь :D ,вот и вывод,что лучшее что русские могли усвоить это технику фрески,хотя это шуточная гипотеза :-): ),по этому у русских начал формироваться свой,самобытный и в чём-то непохожий стиль и техника+своя философия цвета,которая полна символизма и красоты.Однозначно русская иконопись не дошла до таких высот которых видела Византия,но русская икона обрела свой образ,и стала выделяться,находясь несомненно на высоком художественном уровне !
Это я к тому,что скорее всего это что-то самобытное,Феофан видимо только открыл некоторые новые грани...?!


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Страница 2 из 4   [ Сообщений: 47 ]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Выберите действие

Начать новую тему
Страница 2 из 4   [ Сообщений: 47 ]

      

Перейти:  
cron
Яндекс.Метрика


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
610nm Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Copyright © Aiwan. Kolobok smiles
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB