Вы читаете тему: Иконография ангельских одежд

 Заголовок сообщения: Иконография ангельских одежд
СообщениеДобавлено: 21 июн 2012, 20:27 
Аватара пользователя

Автор Темы

Иконография ангельских одежд (статья от 21.06.2012)

Автор Дмитрий Марченко


Часто схема для статей по иконографии выглядит следующим образом: «Есть некий стереотип, но… это не так». Этот материал не является исключением. Ангелы – существа бесплотные, и изображения их всегда символичны, но тем больше простора оставляется неудержимой человеческой фантазии об ангельском облике, их одеяниях и атрибутах.

Первые христианские изображения ангелов, как, впрочем, и все прочие христианские изображения, восходят к античности. Сперва ангелы изображались в качестве персонажей Священной истории, при этом, ничем не отличались от окружающих их людей, и понять, что это – именно ангелы, можно лишь из контекста самого изображения.


Изображение
Явление ангела Валааму, роспись римских катакомб


По всей видимости, для первохристианских времён такие ныне обязательные и общепринятые атрибуты как нимб и крылья вызывали негативную ассоциацию с языческими культовыми изображениями. И лишь спустя некоторое время образ ангелов принял привычный для нас облик.


Изображение
Божество света с нимбом, античная фреска из Стабий


Символика нимба и крыльев, в принципе, понятна и общеизвестна и не нуждается в дополнительном истолковании. Что же касается символических ангельских одеяний, здесь все несколько сложнее. Чтобы иметь ключ к «расшифровке» символики ангельских облачений без отсебятины и фантазий, нужно всего лишь понимать контекст эпохи, в которую эта символика складывалась.

Итак, ангелы суть посланники, слуги Царя Небесного, и в попытке передать все величие их чина, позднеримские/византийские художники обращались к образам земного царства. Таким образом, пышный придворный церемониал византийского двора нашел свое отражение в христианской иконографии, и вот ангелы уже предстают пред нами в ризах ромейских сановников или военачальников (архистратиг Михаил). Конечно, времена меняются, и сейчас было бы дико изображать ангельский чин в костюмах госчиновников или в парадной форме представителей министерства обороны (хотя это и являлось бы наиболее адекватным «переводом» византийской иконографии на современный язык). Но для античного и средневекового сознания «осовременивание» реалий духовного мира и Священной истории – вещь обыденная (даже в эпоху Ренессанса в Западной Европе все еще нормально было в религиозной живописи использовать современные костюмы). Впрочем, это уже отдельный разговор.

Основной ангельской «униформой» были одежды античной аристократии – хитон, гиматий и хламида. Не лишним будет напомнить, что хитон – это нижняя одежда, гиматий – это плащ, в который заворачивались поверх хитона, а хламида – тоже плащ, но в него не заворачивались, носили с застежкой на плече или груди. Это сочетание нижней и верхней одежды в античном мире сохранялось довольно долго, хотя фасон этих элементов мог меняться. Так хитон, в зависимости от длины, наличия разрезов, ширины и длины рукавов и т.д., мог называться по-разному: далматика, скарамангий, дивитисий, коловий и т.д. Со временем византийское общество перестало драпироваться в гиматий (в тогу – для римлян) и одновременно стало носить два хитона – нижний и верхний. Это сохранилось до сих пор в богослужебных одеяниях, например, архиерейский стихарь и саккос.


Изображение
Ангел в хитоне и гиматии, фрагмент византийской мозаики в монастыре Дафни, XII век


Изображение
Ангел в хитоне и хламиде, византийская икона, XV век


На головах ангелов мы видим диадему. В своем изначальном античном значении диадема – это не женское украшение из бриллиантов, каким мы ее знаем, а всего лишь лента, повязанная вокруг головы. Собственно, белая лента с бахромой в эллинистическое время считалась одной из царских регалий.


Изображение
Египетский царь Птолемей V в диадеме, монета


В позднеримскую эпоху императоры также стали носить диадему, которая расшивалась жемчугом и драгоценными камнями.

Изображение
Император Аркадий в диадеме, монета


При этом в центре диадемы надо лбом обычно размещался самый крупный камень. Именно эту диадему с развевающимися концами лент (называемых в русской традиции тороками) мы и видим в иконографии ангелов.


Изображение
Ангел в диадеме с камнем в центре, фрагмент византийской иконы XII века


И именно с этим атрибутом связаны самые странные и нелепые трактовки позднейшего времени. Не раз приходилось писать, что синдром поиска глубинного смысла в человеке неискореним, как и стремление произвольно истолковать некий непривычный символ. Так, в «Богословии иконы» Языковой повторяется известная нелепица: «Тороки (слухи) - ленты в волосах ангелов, символизирующие слушание ими Бога».

Как ленты на голове могут символизировать «слушание», не объясняется, а древнейший символ власти сводится к функции антенны, принимающей сигнал. Или того хуже – центральный камень в диадеме (обычно ромбовидный) называется «третьим глазом» и символизирует уже не «слышание», но «видение». Ещё приходилось слышать, что концы лент - это… молнии. И все же диадема – это символ власти и священного служения (поскольку помимо царей, в древности диадему имели и жрецы).

В руках ангелов мы часто видим жезл – ещё один из символов власти. Он также имеет место среди регалий византийского двора, и, помимо императора, жезлы той или иной конфигурации могли иметь и придворные чины (например, мандаторы и силенциарии).


Изображение
Ангел с жезлом в сцене поклонения волхвов, мозаика из монастыря Дафни, XII век


Жезл мог быть как в виде скипетра – длинной трости с украшенным навершием, так и в виде лабарума. Лабарум – древний римский воинский штандарт. Он представлял собой древко с поперечной перекладиной, с которой свисал прямоугольный кусок ткани. На лабарумах ангелов часто изображается троекратное «агиос» - «свят», что восходит к Священному Писанию, в частности,к книге пророка Исаии, где серафимы, окружавшие престол Господа, произносили: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ис.6:3).


Изображение
Ангел с лабарумом, византийская мозаика собора Марторана, XII век


В русских «иконописных подлинниках» жезл почему-то именуется мерилом, что иногда «глубокомысленно» трактуется как «символы измерения чистоты человеческих душ, отошедших в вечность».

Третий символ власти, присутствующий в иконографии ангелов, держава – шар, который у римских императоров означал власть над вселенной. Часто держава в руках ангелов украшена крестом или монограммой Христа.


Изображение
Ангел с лабарумом и державой, мозаика Софии Киевской, XI век


И этот символ на средневековой русской почве стал именоваться «зерцалом» (зеркалом) и получил очередное произвольное толкование: «В византийской и древнерусской иконографии изображение прозрачной сферы в руках архангела; символ предначертания, предвидения, переданного архангелу Богом» (И.К. Языкова «Богословие иконы»). Как видим, если диадема внезапно стала играть роль антенны, то держава теперь выполняет роль хрустального шара для гадания. Или вот ещё восхитительный образчик поиска глубинного смысла: оказывается, «зерцало» - это «прозрачный шар-сфера, посредством которого ангелы могут созерцать отражение Бога, не смея взирать на Него».

Сочинители подобных басен часто не задумываются над тем, как выглядят их потуги по раскрытию глубинного смысла в контексте мировой культуры. В греческой мифологии есть известный аналог - зеркальный щит Персея, которым он пользовался, чтобы, сражаясь с Медузой Горгоной, уберечься от ее смертоносного взгляда. Вот только причем здесь ангелы и Господь?

Следующим интересным атрибутом одеяний ангелов является лор – парадное облачение византийских императоров и самых высших придворных (не случайно этот атрибут присутствует в изображениях высших ангельских сил), представляющее собой длинную широкую полосу ткани, замысловато задрапированную на фигуре.

Лор происходит от трабеи – одной из инсигний римских консулов. Консулы, в отличие от других римских магистратов, носили тогу с широкой пурпурной каймой. Драпировка тоги была целым искусством, но со временем она уменьшилась в размере и стала драпироваться сравнительно проще, при этом оформляться стала значительно пышнее. Этот вариант консульской тоги и стал называться трабеей.


Изображение
Консул в трабее, табличка слоновой кости, V век


С течением времени и сама трабея сузилась и эволюционировала в некое подобие шарфа и стала называться лором (λωρος – по-гречески означает «лента»). Драпировался лор, как уже говорилось выше, довольно сложно: его передний конец свешивался с груди вниз почти до подола, а верхний крестообразно оплетал грудь и спину, выходил из-за спины и перебрасывался через левую руку. Это чисто историческое римское одеяние удачно вписалось в систему христианской иконографии, поскольку в Писании есть упоминания о видении ангелов: «И вышли из храма семь Ангелов.., облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами» (Откр. 15: 5–6).


Изображение
Ангел, облаченный в лор, византийская мозаика Палатинской капеллы, XII век


В Византии на этом варианте не остановились, и лор эволюционировал дальше в направлении упрощения. В конце концов, он стал представлять собой несколько частей: оплечье, полосу, свисающую с груди, и более длинную, свисающую со спины, также огибающую талию и переброшенную через левую руку.


Изображение
Ангел, облаченный в лор второго типа, византийская мозаика Палатинской капеллы


Иногда в одной и той же композиции можно наблюдать ангелов в разных вариантах – как лора, так и других облачений. Самый характерный и интересный пример – мозаика XIIвека в куполе Палатинской капеллы – дворцового храма Сицилийских королей, выполненная византийскими мастерами.


Изображение


Таким образом, можно заключить, что знание исторических контекстов облегчает понимание иконописи и не оставляет места досужим псевдоблагочестивым вымыслам.

___________________________________________________
"ПРАВОСЛАВИЕ В УКРАИНЕ"
Страничка автора в ЖЖ


Тому, кто научился слушать, Господь даёт способность говорить...



  
 
Сообщение оценили:
евгения драгунова, Игорь
 Заголовок сообщения: Re: Иконография ангельских одежд
СообщениеДобавлено: 22 июн 2012, 11:00 
Аватара пользователя
Ну да… Дробление действия ВЗИРАНИЯ НА ИКОНУ на разглядывание деталей занятие малоплодное. Поиск криптограмм доходящий до маразма -- беда такого неглубокого подхода.
Но.

Исторические корни, исходящие из того где корни растут -- из гумуса, не отрицают цветка на другом конце растения. Так рипиды, которые участвуют в архиерейском богослужении -- исторически опахала от мух, чтоб с Святые сосуды не попадали насекомыши. И что теперь? Стоя на архиерейской литургии -- помышлять о мухах?

Я к тому что и то беда -- третий глаз рубиновый и то беда -- типа ангел жрец такой или сенатор. Разглядывание -- дурость в принципе. Понимать икону ему помогает знание исторического контекста? не уверен.

Знать что откуда происходит -- надо чтоб чуши не сделать -- не написать раскрытое Евангелие с застежками поперек обреза, например. И не более того.


Святая блаженная мати Матроно, моли Бога о нас!



  
 
Сообщение оценили:
евгения драгунова
 Заголовок сообщения: Re: Иконография ангельских одежд
СообщениеДобавлено: 22 июн 2012, 13:25 
Аватара пользователя

Автор Темы

Ещё раз убеждаюсь, что "иконописный стиль" - это не только особый способ передачи информации посредством известных технологических приемов, но и образ мышления. Главное, чтобы и особый стиль, и особый образ мышления, имели одно общее стремление - прославление Бога.
Если в нашем случае это так -то мы делаем свою работу правильно.


Тому, кто научился слушать, Господь даёт способность говорить...



  
 
Сообщение оценили:
Димитр
 Заголовок сообщения: Re: Иконография ангельских одежд
СообщениеДобавлено: 22 июн 2012, 18:19 
Аватара пользователя
Сам факт того,что можно предположить, что от чего произошло.с более менее точной уверенностью,это да,но как доказать какой смысл влаживали уже сами иконописцы в схожие атрибуты,ведь допустим ,что лор,парадное одеяние императоров,это просто как факт,но нельзя же сказать что лор,это парадное одеяние ангелов ? Ответ на вопрос почему именно так,автор предполагает ,что это как бы дань времени и всё..,хотя уже на Руси многие атрибуты трактуются чисто сакральными смыслами.Если крылья у ангелов имеют откровенно символический смысл,то почему другие атрибуты не могут иметь такой подтекст ?


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Иконография ангельских одежд
СообщениеДобавлено: 22 июн 2012, 18:28 
Аватара пользователя

Автор Темы

Игорь, Вы же можете спросить автора лично...


Тому, кто научился слушать, Господь даёт способность говорить...



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Иконография ангельских одежд
СообщениеДобавлено: 22 июн 2012, 19:04 
Аватара пользователя
Могу,но знаю ,что он ответит..


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения: Re: Иконография ангельских одежд
СообщениеДобавлено: 23 июн 2012, 00:02 
Аватара пользователя
Ну да, судя по его статье о Св. Матроне ему и архиерейский собор не указ. Нет свидетелей кроме Ждановой, а она невесть что пишет. А свидетелей -- нормальных, надежных, документированных -- ДЕСЯТКИ. А ему пофик -- нет и все тут.

_________________
08.05.2013
Тема закрыта

Перейти на новый Форум


Святая блаженная мати Матроно, моли Бога о нас!



  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Страница 1 из 1   [ Сообщений: 7 ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Выберите действие

Начать новую тему
Страница 1 из 1   [ Сообщений: 7 ]

      

Перейти:  
Яндекс.Метрика


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
610nm Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Copyright © Aiwan. Kolobok smiles
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB