Вы читаете тему: О тёмном.

 Заголовок сообщения: О тёмном.
СообщениеДобавлено: 12 янв 2013, 01:21 
Аватара пользователя

Автор Темы

Нарвался на статью Дмитрия Марченко, хоть и написана убедительно,меня не убедила на 100%((«ДЬЯВОЛЬСКАЯ» ИКОНОГРАФИЯ. Если провести опрос среди простого населения на тему «Как выглядят бесы», то большая часть опрошенных наверняка назовёт такие популярные детали диавольского образа, как рога, копыта, длинный хвост, свиное рыло, клыки, когти и т.д. Что же до «аксессуаров», то здесь, видимо, будут названы среди прочих вилы (трезубец), кочерга и прочее. Подобный образ так прочно въелся в обывательское сознание, что воспринимается как должное. Вся эта атрибутика часто служит инструментом идеологических спекуляций. Так, антенны телевизоров в ультраортодоксальной прессе часто сравниваются с диавольскими рогами. Или, например, к бесовскому трезубцу возводится главная фигура современного герба Украины.

Но если мы обратимся к классической иконописи, то не увидим в изображении диавола ничего подобного.

Согласно учению Церкви, бесы – это падшие ангелы, которые вместе с сатаной отпали от Бога. Как ангелы, так и демоны являются бестелесными духами. Таким образом, их изображение, в отличие от изображений людей, целиком и полностью символично (даже если эти изображения содержат элементы видений).

Напомню, что ангелы изображаются в основе своей как люди, но при этом имеют определённые символические атрибуты, например крылья. Точно так же классическая иконография изображает и бесов: они имеют вид людей, они крылаты. А вот дальше идёт конкретное различие.

Ангелы светлы. Бесы же пишутся тёмными, как лишённые духовного света (здесь стоит упомянуть, что в древних патериках внешний вид демонов всегда прочно ассоциируется с темнокожестью: «черны, как эфиопы», что не очень порадовало бы современных поборников политкорректности).

Ангелы на иконах облачены в роскошные одежды византийских придворных (что символизирует их службу Царю Небесному). Бесы, напротив, пишутся голыми, так как «обнажены от всякого блага» (этот символ следует воспринимать в контексте, поскольку обнажёнными изображаются и прародители Адам и Ева в Эдеме, но в этом случае это означает невинность и чистоту помыслов до грехопадения).

Ангелы всегда благообразны, их волосы убраны. У демонов, наоборот, волосы всколочены, тела иногда покрыты даже шерстью (в редких случаях может присутствовать нечто вроде маленького хвоста).

И пожалуй, наиболее характерное для классической иконографии отличие бесов от ангелов – это их размер. Бесы практически никогда не изображаются одного роста с человеком. Они всегда мельче. Этот символ тоже довольно легко читаем: демоны бессильны сами по себе, они, по замечанию прп. Иоанна Дамаскина, «не имеют ни власти, ни силы в отношении к кому-либо, если не получают позволения от Бога для осуществления целей Его домостроительства"

Как видим, в христианской иконографии бесы были в буквальном смысле «непривлекательными» – они действительно не привлекали внимания. Они были неинтересными. И место для их изображений тоже было довольно определённым – задворки. Бесы всегда маргинальны в буквальном смысле этого слова: их образы встречаются только в житийных клеймах, в иллюстрациях к Писанию и т.д. Присутствие бесов в моленных иконах было решительно невозможно, это явление уже сравнительно позднего периода (например, икона «Мученица Марина, побивающая беса»).

Конечно, народное творчество проникало и в иконопись, различные провинциальные школы могли «оразнообразить» блёклый образ нечистой силы. Но основное русло древней традиции всегда корректировало эти тенденции на христианском Востоке.(( :) продолжение в оффтопе
Оффтоп:

А вот на Западе, особенно после отпадения Западной Церкви от Православия, фольклорные тенденции стали своеобразно развиваться. Демонские образы стали содержательней и разнообразней. Крылья, ранее ничем, кроме темноты, не отличавшиеся от ангельских, становятся перепончатыми, всколоченные волосы преобразуются в рога, лица приобретают звериные черты. Руки и ноги превращаются в чудовищные лапы.

Люди начинают наделять бесов элементами своих ночных кошмаров, плодами неуёмной, ничем не сдержанной фантазии (стоит ли напоминать о различии восточного и западного аскетических подходов к видениям и воображению?). Бесы остаются всё так же отвратительными, но при этом становятся интересными. Часто в готической иконописи можно встретить рядом с обычным, не столь выразительным образом святого потрясающий своим уродством, с тысячей мельчайших подробностей образ демона. Эта тенденция развивается вплоть до эпохи Возрождения, чтобы в полотнах художников Брейгеля, Босха и др. получить наибольшую выразительность, поражающую людей даже в наш век, когда, казалось бы, трудно чем-то удивить.

А дальше образ диавола стал вполне логично эволюционировать от интересного к привлекательному, от привлекательного – к романтическому. И вот уже наш соотечественник художник Михаил Врубель создаёт целую серию работ, посвящённых своему «демону», чей образ в трактовке мастера обольстительно привлекателен и по замыслу даже должен вызывать сочувствие…

Православная иконопись держалась довольно долго, хотя западные элементы проникали и в восточную иконографию. Но после падения Византии, после того, как систематическая духовная образованность сменилась начётничеством, «бесопривлекательность» проникла и к нам. Многие иконописные схемы сохранились, но стали обрастать известными «подробностями».

Принципиальное следование канонам всё-таки не позволило в целом этому явлению выйти за известные рамки. Но, увы, наше время эту направленность не переломило. «Бесопривлекательность» проникла в церковную и околоцерковную литературу. Книги об антихристе, о загробных видениях, о явлениях бесов заполонили книжные полки и сознание многих православных. Иконопись не остаётся в стороне и отражает, как в зеркале, эту тенденцию.

Вот образчик такой работы (см. на снимке).

Сатана и Архангел взвешивают души
Сатана и Архангел
взвешивают души

Казалось бы, классический пример Страшного Суда, но это только на первый взгляд. Рассмотрим пристальнее.

Первое. Сюжет вырван из контекста. Церковь верит, что судить умерших будет Сам Господь Иисус Христос. Но места для Христа здесь не осталось.

Второе. На Страшном Суде, как следует из учения Церкви, будут судимы не души, не тела, но сам воскресший человек. «Взвешиваться» будут дела человеческие, но никак не души, как представлено в надписании к этому изображению.

Предположим на секунду, что мы согласились с версией художника. Тогда возникает ещё одно недоумение: если взвешиваются души, то почему на одной чаше весов душа, а на другой – бес?

Третье. Совершенно нарушен иерархический строй иконы. Стоит напомнить, что в иконе не бывает произвольной расстановки фигур – она подчинена определённым принципам. И вот именно в этом изображении всё перевёрнуто. На более почётном месте – справа (на иконе право и лево определяются не с точки зрения зрителя, а со стороны самой иконы) – мы видим сатану. И это притом что изображение подразумевает Страшный Суд! Но ведь на Страшном Суде очень чётко разделено: кто стоит одесную (справа), а кто – ошую (слева) от Судии Христа. Можно было бы подумать, что это просто ошибка или небрежность, но взглянем на надпись на иконе: «Сатана и Архангел Михаил взвешивают души умерших» (безграмотность самой надписи я оставлю в стороне). Таким образом, и здесь сатана оказывается главным персонажем.

Отдельно стоит отметить совершенно нетрадиционное для православной иконографии изображение сатаны: в данном случае он облачён в нечто, похожее на рясу, а на голове имеет что-то вроде иудейской кипы.

Меня всегда настораживает, когда иконописцы без видимых на то причин начинают писать перенасыщенные аллегориями иконы. Обычно за основу берут русский XVI век, с его неумеренным аллегоризмом, всеядностью, или просто стремятся изобразить нечто эдакое, выделиться, без изначальной богословской задачи. Иногда импровизируют, обходясь и без XVI века. Казалось бы, посмотрите на древнюю классическую византийскую и русскую иконопись: бесы не писались с копытами и длинными хвостами – но нет, католическая иконография Позднего Средневековья художникам, вероятно, ближе.

Вот и здесь: мне совершенно не понятна цель создания такой, с позволения сказать, иконы. Напоминание о Страшном Суде? Так для этого отдельная иконография имеется. Тогда зачем?

И ещё, а вы бы приложились к такой иконе? Приходится констатировать, что иконой такое изображение не может являться. Ведь функция иконы в первую очередь молитвенная (а молиться на такое невозможно) или учительная.

...Конечно, христианин должен знать о демонских кознях, но есть же какой-то приоритет. Как мы видим, увлечённость «бесовской» темой к добру не приводит. Так не пора ли вернуть демонов из нашего сознания туда, где им всегда было место, – на задворки?



Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



Последний раз редактировалось Игорь 12 янв 2013, 01:55, всего редактировалось 1 раз.

  
 
 Заголовок сообщения: Re: О тёмном.
СообщениеДобавлено: 12 янв 2013, 01:42 
Аватара пользователя

Автор Темы

Дмитрий Марченко писал(а):
Согласно учению Церкви, бесы – это падшие ангелы, которые вместе с сатаной отпали от Бога. Как ангелы, так и демоны являются бестелесными духами. Таким образом, их изображение, в отличие от изображений людей, целиком и полностью символично (даже если эти изображения содержат элементы видений).
1)Согласно учению Церкви, в постановлениях VII Вселенского Собора о церковном искусстве отмечается, что ангелы все же обладают некоторой телесностью: "Что же касается разумных сил, то они не всецело изъяты от телесности, и не безусловно невидимы, будучи одарены тонкими воздухообразными или огненными телами". При этом отцы Собора ссылались на Евр. 1, 7: "Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь". Был поставлен вопрос о возможности изображать ангелов на иконах. С другой стороны, признать ангелов совершенно бестелесными, значит отказаться от попыток их изображать. Чтобы обосновать возможность их изображения, отцы Собора указывают на тонкую огненную, воздухообразную или эфирную телесность ангелов.
Дмитрий Марченко писал(а):
Бесы же пишутся тёмными, как лишённые духовного света (здесь стоит упомянуть, что в древних патериках внешний вид демонов всегда прочно ассоциируется с темнокожестью: «черны, как эфиопы»,


Не всегда, вот пример, светлых, белых бесов (надеюсь это не идолы :D )





Дмитрий Марченко писал(а):
Присутствие бесов в моленных иконах было решительно невозможно, это явление уже сравнительно позднего периода (например, икона «Мученица Марина, побивающая беса»).
Во первых,не обоснованно почему,а во вторых есть примеры 12 века где св.Никита побивал беса даже на нательных крестах.
Дмитрий Марченко писал(а):
Крылья, ранее ничем, кроме темноты, не отличавшиеся от ангельских, становятся перепончатыми, всколоченные волосы преобразуются в рога
С рогами сложнее будет,хотя первые образцы нахожу в пост-византии 15-16 веков,но разве этого мало ? Короче продолжение следует,так-как есть ещё не мало замечаний. :-):Хотя в целом статья мне понравилась.


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения: Re: О тёмном.
СообщениеДобавлено: 12 янв 2013, 02:22 
Аватара пользователя

Автор Темы

Игорь писал(а):
С рогами сложнее будет,хотя первые образцы нахожу в пост-византии 15-16 веков,но разве этого мало ?
Хотя вот,если присмотреться,из волос торчат рожки,а это около 12 века



Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения: Re: О тёмном.
СообщениеДобавлено: 12 янв 2013, 15:26 
Аватара пользователя
Игорь писал(а):

Не всегда, вот пример, светлых, белых бесов (надеюсь это не идолы :D )

:xm Именно они и есть. Это как раз из твоих любимых апокрифических историй, кажется :wink:

Ну а в сцене "Сошествия" как всегда - одно дело теория... А на практике -попробуй напиши черным по черному. :pardon: Тут "или - или."


  
 
 Заголовок сообщения: Re: О тёмном.
СообщениеДобавлено: 12 янв 2013, 16:53 
Аватара пользователя
нет, это не идолы.
а, понял, это про 2 картинку.
:oops:

И изгнал Ад Сатану от мест своих. И сказал мучителям - своим нечестивым помощникам: "Заприте страшные врата медные и железные затворы забейте, и сопротивляйтесь сильно, чтобы не увели нас схваченными в плен".

Когда Давид сказал это Аду, пришел Царь славы во образе человеческом, Господь пресильный, и вечную тьму озарил, неразрешимые узы расторг, и посетил нас, сидящих во тьме греховной.

22. Увидев это, Ад и служители его бесчестные задрожали в собственных царствах своих, познав столь великого света сияние. Когда же увидели Господа сидящим на престоле, то возопили: "Отныне мы побеждены Тобой!


И так все полчища диавольские ужаснулись, пораженные боязнью и страхом, и в один голос возопили: "Откуда Ты, столь крепкий чистый человек и столь сияющий силою, что не можем смотреть (на Тебя)?


---------------------------------------------------



  
 
Сообщение оценили:
Артемий
 Заголовок сообщения: Re: О тёмном.
СообщениеДобавлено: 13 янв 2013, 04:04 
Аватара пользователя
Игорь писал(а):
Во первых,не обоснованно почему,а во вторых есть примеры 12 века где св.Никита побивал беса даже на нательных крестах.


Надо, правда, заметить, что эти иконы появились по мотивам жития некоего мученика Никиты, сына царя Максимиана, который якобы побивал бесов. Жития, которое было запрещено к чтению православными христианами в глубокой древности и признано ложным. А впоследствии подобные мотивы были перенесены на иконы великомученика Никиты (Готфского), в результате ошибочного отождествления с ним того мученика.


  
 
 Заголовок сообщения: Re: О тёмном.
СообщениеДобавлено: 13 янв 2013, 19:42 
Аватара пользователя

Автор Темы

Георгий П писал(а):
Именно они и есть. Это как раз из твоих любимых апокрифических историй, кажется


Арабское евангелие детства Спасителя
Сокрушение идола и исцеление сына жреца
Сокушение идолов (книжная миниатюра, 1423 год)

Пройдя всего один день пути Святое семейство достигло крупный египетский город в котором был «идол, которому, клятвенно повинуясь, прочие идолы и божества египтян покорствовали». Когда они вошли в город случилось землетрясение и горожане спросили у идола о его причине:

Отвечал им идол:
— Пришёл сюда тайный Бог, но воистину Бог Он. И не достоен кроме Него ни единый как Бог почитаться, ибо и впрямь Он Сын Божий. И едва распознав Его, вздрогнула эта земля, а от прихода Его — волновалась и трепетала. Да и сами мы пред величием силы Его трепещем.[7]

После этого идол пал. Святое семейство остановилось в странноприимном доме, куда ворвался бесноватый сын жреца и, схватив одну из пелёнок Иисуса, возложил себе на голову: «…тут начали бесы, в змей и ворон обратившись, изо рта его стремглав выпрыгивать! И тотчас, волею Господа Христа исцелённый, стал этот мальчик Бога славить, а потом Господа, его исцелившего, благодарить принялся».

Видя такие чудеса, родители Иисуса испугались, решив, что если на родине, ища Иисуса, Ирод убил всех младенцев вифлеемских, то египтяне за поругание местного бога сожгут их. Иосиф и Мария приняли решение покинуть этот город.



Теперь понятно,почему их изобразили живыми,согласно видимо похожему апокрифу.
Георгий П писал(а):
Ну а в сцене "Сошествия" как всегда - одно дело теория... А на практике -попробуй напиши черным по черному. :pardon: Тут "или - или."

В этом и весь "прикол", что ромеи не редко пренебрегали в пользу колорита многими как нам думается,правилами. Вот к примеру фреска,на ней дух сомнения с палкой,да и в белом :D ,и полностью не вписывается в концепцию Марченко, видимо он просто забыл про изображения бесов в таком виде,не говоря уже о сатане который всегда изображается в рост человека.


И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11:14)


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения: Re: О тёмном.
СообщениеДобавлено: 13 янв 2013, 23:18 
Аватара пользователя

Автор Темы

Дмитрий Марченко писал(а):
Присутствие бесов в моленных иконах было решительно невозможно, это явление уже сравнительно позднего периода
Странно,но я знаю точно,что ему эта икона известна,и темнеменее...



Дмитрий Марченко писал(а):
Демонские образы стали содержательней и разнообразней. Крылья, ранее ничем, кроме темноты, не отличавшиеся от ангельских, становятся перепончатыми, всколоченные волосы преобразуются в рога, лица приобретают звериные черты. Руки и ноги превращаются в чудовищные лапы.

На это можно вспомнить такой памятник.



Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения: Re: О тёмном.
СообщениеДобавлено: 14 янв 2013, 00:18 
Аватара пользователя

Автор Темы

Дмитрий Марченко писал(а):
Меня всегда настораживает, когда иконописцы без видимых на то причин начинают писать перенасыщенные аллегориями иконы. Обычно за основу берут русский XVI век, с его неумеренным аллегоризмом, всеядностью, или просто стремятся изобразить нечто эдакое, выделиться, без изначальной богословской задачи. Иногда импровизируют, обходясь и без XVI века. Казалось бы, посмотрите на древнюю классическую византийскую и русскую иконопись: бесы не писались с копытами и длинными хвостами – но нет, католическая иконография Позднего Средневековья художникам, вероятно, ближе.
Честно не понятно,к чему так принципиально отстаивать,коротких хвост или длинный...,есть копыта или ступни.. :-): ??


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения: Re: О тёмном.
СообщениеДобавлено: 14 янв 2013, 12:43 
Аватара пользователя

Автор Темы

Дмитрий Марченко писал(а):
Казалось бы, классический пример Страшного Суда, но это только на первый взгляд. Рассмотрим пристальнее.

Первое. Сюжет вырван из контекста. Церковь верит, что судить умерших будет Сам Господь Иисус Христос. Но места для Христа здесь не осталось.

Второе. На Страшном Суде, как следует из учения Церкви, будут судимы не души, не тела, но сам воскресший человек. «Взвешиваться» будут дела человеческие, но никак не души, как представлено в надписании к этому изображению.
Где тут классический пример Страшного Суда...? это просто неудачное изображение мытарств.


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14 янв 2013, 13:01 
Аватара пользователя

Автор Темы

И всем видимо известная история из жития преподобного Исаакия;" Однажды сидел он, отдыхая, при наступлении вечера, свеча в его келье уже погасла. И вот внезапно пещеру озарил яркий свет; к преподобному подходят два демона, принявшие вид прекрасных юношей, и говорят ему:

— Исаакий! Мы ангелы, и вот грядет к тебе Христос с небесными силами.

Поднявшись, Исаакий увидел множество молодых юношей, светлых, как ангелы. Бесы снова сказали Исаакию, указывая на одного из своего числа:

— Вот грядет Христос. Поклонись ему.

Не поняв бесовской хитрости и забыв себя оградить знамением креста, преподобный Исаакий поклонился указанному бесу, как бы Христу. Тогда бесы подняли крик: «Исаакий! Ты теперь наш!» Затем они сели около него. Вся келья наполнилась бесами. Один из них, мни-мый Христос, сказал: «Возьмите гусли, тимпаны, бубны и играйте на них, Исаакий же пусть попляшет пред нами». Бесы исполнили его приказание. Исаакий был увлечен ими в танец, продолжавшийся долгое время. Надругавшись над подвижником и оставив его едва живым, бесы исчезли." )) Как тут изображать всё это,явно не вписывается в концепцию Дмитрия,хотя можно сделать скидку,что это просто статья,а не объективное исследование. :-): !??)))


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения: Re: О тёмном.
СообщениеДобавлено: 20 янв 2013, 13:18 
Аватара пользователя

Автор Темы

Дмитрий Марченко писал(а):
Бесы же пишутся тёмными,
Получается,что не всегда.


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
 Заголовок сообщения: Re: О тёмном.
СообщениеДобавлено: 20 янв 2013, 16:41 
12 век. Кипр



  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20 янв 2013, 17:31 
Аватара пользователя
? А почему вы исключаете возможность того, что это не бес, но персонификация Ада? Как Иордан и море в "Крещении"?
И надо ли ставить знак равенства между бесами и сатаной?


  
 
 Заголовок сообщения: Re: О тёмном.
СообщениеДобавлено: 20 янв 2013, 20:16 
Георгий П писал(а):
И надо ли ставить знак равенства между бесами и сатаной?

? равенства никто между ними не ставит, если говорить о иерархии)
Объединяет их то, что и бесы и сатана- павшие ангелы.


  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Страница 1 из 4   [ Сообщений: 53 ]
На страницу 1, 2, 3, 4  След.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Выберите действие

Начать новую тему
Страница 1 из 4   [ Сообщений: 53 ]

      

Перейти:  
cron
Яндекс.Метрика


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
610nm Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Copyright © Aiwan. Kolobok smiles
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB