Модератор: Леонид Бук

Материал для иконной доски

Сообщение Леонид Бук » 02 апр 2011, 22:53

Икона пишется на деревянной доске!
Это аксиома и не будем её разрушать. Любые современные материалы, на мой взгляд, вносят в икону элемент суетности и ширпотреба. Особенно напрягает, как бы то же дерево - фанера. Не знаю, кто как, но у меня рука не поднимается перекреститься на фанерную или пластиковую икону.
Только дерево.
Но какое дерево? Подойдем к этому вопросу во времени и пространстве. Так сказать с исторической, технологической и экономической точки зрения.
Технология изготовления доски под живопись пришла к нам из древнего Египта через Великую Грецию. Доски из ливанского кедра и драгоценных деревьев (например, красное дерево Африки - Сапеле) из-за нильских порогов высоко котировались в стране Фараонов. Но времена царя Соломона, покупавшего кедр ливанский для своего дворца и для первого Храма, миновали. Сейчас за порубку ливанского кедра в Ливане или в Израиле можно получить пожизненный срок. Остались две - три редкие рощи.
Греция, особенно материковая, в глубокой древности была вся поросшая лесами. Однако развитие морской торговли требовало древесины - надо было строить корабли. Так что дубовые и буковые леса Эллады быстро были вырублены. Надо еще учесть, что деревообработка была, как и на Руси, очень экстенсивная. Нужна, например, доска. Срубалось дерево, и из него вытесывалась доска. Одна. В крайнем случае, две, если удавалось удачно расколоть дерево клиньями вдоль. Но Русь спасли быстрорастущие сосна и ель, да невооброзимые просторы. А вот Греческие леса корабелы, козы и земледельцы свели быстро. Ветра и дожди довершили эрозию незащищенной почвы. Что осталось? Кустарники, посадки олив да кипарисы. Растет олива не быстро и дает оливки - масло. Поэтому её не трогали. Хотя, наверно, основная причина "непригодности" оливы - это её твердость. 6 (шесть!) единиц по шкале Брюнеля. Для сравнения у дуба всего(!) 3,8. Не даром все удивлялись Одиссею, вырубившего ложе из пня старой оливы. Подвиг на уровне Геракла. Остается кипарис. Растет кипарис более быстро. Кроме того, кипарис из за своей сучковатости мало подходил для корпусов кораблей и шел, в лучшем случае, на внутреннюю отделку (а отделка на античных кораблях была ну очень спартанской). Ещё кипарис обладал одним очень ценным качеством - его не поражали жучки из-за его смолистости. Да и на небольшие иконные доски можно было выбрать безсучковый отрезок доски, а для больших икон приходилось сучки высверливать и забивать на их место "пробочки". При большой стоимости больших храмовых икон это было уже экономически целесообразно. Больше ничем кипарис не выделялся. Достаточно легкий в обработке, повсеместно произрастающий в Греции, стойкий к гнили и поражению насекомыми. Вот и все достоинства.
И тут надо сказать еще об одном свойстве древесины - стабильности.
Стабильность - это способность древесины противостоять климатическим колебаниям.
При низкой стабильности породы древесины (1-2) обязателен климат - контроль для поддержания стабильной влажности (45 - 60%) и температуры (20 - 22 градуса Цельсия) в помещении, независимо от времени года. При средней стабильности (3) климат - контроль желателен, но не обязателен. При высокой стабильности (4-5) климат - контроль не нужен. Желательно, чтобы в помещении в течение года влажность воздуха была не ниже нормы – 40%.
Другими словами: чем стабильнее дерево - тем меньше его коробит при перепадах температуры и влажности.
У кипариса стабильность средняя -3. И это уже не плохо.

продолжение следует....
Леонид Бук
Аватара пользователя
 
Сообщений: 27
Зарегистрирован: 24 фев 2011, 23:57
Откуда: Московская обл.
Вероисповедание: Православие
Краска которой я пишу: темпера, акрил

Re: Материал для иконной доски

Сообщение Алла-Альфия » 03 апр 2011, 13:29

Я часто в реставрации сталкивалась с кипарисовыми досками. Маленькие ведут себя прекрасно. А вот большие - дают огромные разрывы по текстуре дерева. На одной иконе разрывы достигли 5 см в ширину и 20 в длину :%) Хуже всего, если это происходит без разрыва левкаса. Если левкас 6-7 мм и положен на толстый холст, он вполне может устоять. Реставрировать такие штуки сложно.
Алла-Альфия
Аватара пользователя
 
Сообщений: 751
Зарегистрирован: 22 ноя 2010, 15:54
Откуда: Санкт-Петербург
Вероисповедание: Православие
Краска которой я пишу: яичная темпера, минералы

Материал для иконной доски 2

Сообщение Леонид Бук » 03 апр 2011, 13:51

Вместе с православием из Византии на Русь пришли, естественно, и иконы. Иконы, написанные на кипарисовых досках. Для русичей-неофитов даже материал доски был священен. Его янтарно-желтый цвет, запах (кипарис очень приятно пахнет), жучки не едят! А надо сказать, что жучки были и остаются большой проблемой на Руси с преимущественно деревянными строениями. У меня возле дома как-то зимой сильным ветром повалило сосну. Пришлось спилить. Часть ушла на дрова, а с десяток чурбачков были оставлены на лужайке для посиделок. Но за пять-шесть лет жучки-долгоносики превратили эти чурбачки в труху.
Однако досок для написания икон на Русь приходило мало. Во-первых, были более жизненно необходимые товары для импорта (соль, медь, ткани, пряности…), а во-вторых, везти в страну лесов доски из безлесой местности было экономически нецелесообразно. Разница в себестоимости материала получалась не просто в разы, а десятки и сотни раз. Тем более, что путь «из варяг в греки» был легкий - по течению вниз. А вот путь «из греков в варяги» шел на Русь или посуху или через восточную Европу, Балтику, Великий Новгород. Крюк, да по тем временам, не малый. О заказе в нужный размер говорить не приходится. Между заказом и исполнением (доставкой) могли пройти годы.
Естественно, что иконные доски из Византии с распространением христианства после Крещения Руси очень быстро стали дефицитным товаром. Необходимо было найти замену. Такой заменой на Руси стала липа. Белая, приятная по своей текстуре, древесина липы обладала еще рядом ценных технологических качеств. Древесина липы очень мягкая, поэтому прекрасно резалась и подвергалась обработке ручными столярными инструментами. Это позволяло применить липу для изготовления не только иконных досок, но и резных иконостасов. Было не проблемой найти длинные доски без дефектов – сучков и свилей. Немаловажным фактором являлась и доступность липы. Среди лиственных деревьев липа составляет 60% в средней полосе России. Доски из липы были, как-бы, не совсем то, что кипарис. Поэтому и пошло выражение "липовое" - ненастоящие.
Кроме липы, естественно, есть еще древесина пригодная для изготовления иконных досок: осина, ива, ольха, ель, сосна, дуб, клен, вяз, каштан, лиственница.
Далее мы подробно сравним древесину этих пород в свете пригоднодности для иконных досок.

продолжение следует…
Леонид Бук
Аватара пользователя
 
Сообщений: 27
Зарегистрирован: 24 фев 2011, 23:57
Откуда: Московская обл.
Вероисповедание: Православие
Краска которой я пишу: темпера, акрил

Re: Материал для иконной доски

Сообщение Леонид Бук » 03 апр 2011, 18:17

Алла-Альфия писал(а):Я часто в реставрации сталкивалась с кипарисовыми досками. Маленькие ведут себя прекрасно. А вот большие - дают огромные разрывы по текстуре дерева. ...

Да! Увы! И в этом кипарис схож с дубом и лиственницой.
Планируя дальше сделать подробный анализ технологических свойств различных пород древесины, я еще подробно остановлюсь на причинах таких разрывов.
Леонид Бук
Аватара пользователя
 
Сообщений: 27
Зарегистрирован: 24 фев 2011, 23:57
Откуда: Московская обл.
Вероисповедание: Православие
Краска которой я пишу: темпера, акрил

Re: Материал для иконной доски

Сообщение Игорь » 04 апр 2011, 15:31

Есть опыт у кого-то работы с слоёной фанерой или мдф ? Что лучше и нужно ли паволока ?
Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве
Игорь
Аватара пользователя
 
Сообщений: 3889
Зарегистрирован: 13 янв 2011, 20:25
Вероисповедание: Православие
Краска которой я пишу: пигмент

Re: Материал для иконной доски

Сообщение Леонид Бук » 04 апр 2011, 17:58

На фанеру необязательно паволоку - достаточно акрилового грута. Толстый слой (как на доске) правильного клеевого левкаса рано или поздно отслоит верхний шпон на фанерном листе.
МДФ и ДСП достаточно быстро сбросят с себя любой грунт и паволоку из за своей дисперсной структуры и несоответствия фенольной пропитки материала любому грунту. Время жизни зависит от качества материала. Вообще И ДСП и МДФ - это не "носители", а "прокладки - утеплители" в строительстве домов. Фанера то же разная. Есть водостойкая и неводостойкая.
Обе группы материалов можно рассматривать только как учебно-тренировочные. Попробовал - выбросил.
Лучше нарисовать на художественном картоне, а потом приклеить его на фанеру.
Дя справки - срок службы клеев для фанеры и ДСП расчитан на 100 - 120 лет до саморазложения.

Но всегда помните: Материал должен соответствовать мастерству художника.
Леонид Бук
Аватара пользователя
 
Сообщений: 27
Зарегистрирован: 24 фев 2011, 23:57
Откуда: Московская обл.
Вероисповедание: Православие
Краска которой я пишу: темпера, акрил

Re: Материал для иконной доски

Сообщение Игорь » 04 апр 2011, 18:32

Благодарю за ответ.Хочу попробовать желатин,другого варианта нет.Вы пишите рано или поздно отслоит верхний шпон,сколько это времени.Получается что мдф лучше...
Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве
Игорь
Аватара пользователя
 
Сообщений: 3889
Зарегистрирован: 13 янв 2011, 20:25
Вероисповедание: Православие
Краска которой я пишу: пигмент

Re: Материал для иконной доски

Сообщение Леонид Бук » 05 апр 2011, 00:08

Игорь! Этот вопрос из серии, что лучше заболеть ангиной или подхватить воспаление легких. Плохо и то и то. Не стоит связываться с этими материалами в иконописи. Икона - это не только ремесло, но святыня. Поэтому она достойна гораздо лучшей основы. Я даже липу считаю не очень хорошим материалом. В дальнейшем я расскажу в этом разделе о свойствах разных пород древесины и их пригодности для иконной доски. Сейчас еще тяжело набрать большой текст из-за травмы руки, но постепенно все выложу. Доска должна составлять примерно 10% от стоимости иконы. Тогда само изображение и носитель будут гармоничны.
Леонид Бук
Аватара пользователя
 
Сообщений: 27
Зарегистрирован: 24 фев 2011, 23:57
Откуда: Московская обл.
Вероисповедание: Православие
Краска которой я пишу: темпера, акрил

Re: Материал для иконной доски

Сообщение Димитр » 05 апр 2011, 07:11

Леонид, насчет липы -- вы зря. Хороший материал. Много лучше чем все остальное, текстура отсутствует, древесина вязкая, трескается гораздо более неохотно, чем сосна, кипарис -- или что еще на иконы применялось… Я сам досок не делаю -- но работаю с профессиональными столярами, которые много и давно делают иконные доски. Липа (хорошая!) в хороших руках -- это хорошо.

Всякие фанеры влагостойкие -- это неправильно по простейшей причине. Заказчик решит что иконописец чего-то хитрит. Я когда слышу большую цену на большую доску -- просто озвучиваю ее Заказчику. Он охает, и говорит: неужели такие цены? И… ни разу не было чтоб сказали -- а давайте на фанере. Это вопрос этический… До революции священникам запрещалось покупать для литургии вино дешевле определенной цены.

Так что я вопрос с доской решил навсегда. Заказываю у профессионалов, в случае небрежения или ухудшении материала -- меняю столяра.
Святая блаженная мати Матроно, моли Бога о нас!
Димитр
Аватара пользователя
 
Сообщений: 3337
Зарегистрирован: 09 ноя 2010, 16:37
Откуда: Москва
Вероисповедание: Православие
Краска которой я пишу: яичная темпера, минеральные пигменты.

Re: Материал для иконной доски

Сообщение Леонид Бук » 05 апр 2011, 09:28

Дмитрий! Очень рад Вашему сообщению. Вы правы абсолютно во всем. На дешевом материале любое произведение будет дешевкой. Хорошая доска - это уважение к иконе. Фанера - символ новодела.
Насчет липы. Я не сказал, что она плохая - просто, есть породы древесины лучше. А есть просто идеальные. С липой проще всего работать. С очень хорошей древесиной без станков не справиться.
Леонид Бук
Аватара пользователя
 
Сообщений: 27
Зарегистрирован: 24 фев 2011, 23:57
Откуда: Московская обл.
Вероисповедание: Православие
Краска которой я пишу: темпера, акрил

Re: Материал для иконной доски

Сообщение Игорь » 05 апр 2011, 12:45

Леонид всегда есть исключения,во всех правилах,в данном случаи заказчик сам хочет именно так,ему под оклад другой вариант не подходит,так что отослать его... глупо.Всё таки вопрос остался висеть, какое из двух зол выбрать ? :-):
Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве
Игорь
Аватара пользователя
 
Сообщений: 3889
Зарегистрирован: 13 янв 2011, 20:25
Вероисповедание: Православие
Краска которой я пишу: пигмент

Re: Материал для иконной доски

Сообщение Игорь » 05 апр 2011, 19:42

Сегодня видел доски из ясеня,тяжеловаты.Столяр доказывал преимущество над липовыми,даже и не знаю как крыть его доводы.Интересно то что он утверждал,что в них не заводится жучок...
Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве
Игорь
Аватара пользователя
 
Сообщений: 3889
Зарегистрирован: 13 янв 2011, 20:25
Вероисповедание: Православие
Краска которой я пишу: пигмент

Re: Материал для иконной доски

Сообщение Игорь » 09 апр 2011, 13:08

Леонид или может кто-то подскажет по поводу досок из ясеня,не знаю стоит покупать или нет...
Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве
Игорь
Аватара пользователя
 
Сообщений: 3889
Зарегистрирован: 13 янв 2011, 20:25
Вероисповедание: Православие
Краска которой я пишу: пигмент

Re: Материал для иконной доски

Сообщение илья ходырев » 10 апр 2011, 02:01

досок из ясеня не встречал.
древесина ясеня много используется в скульптуре и столярном деле, следовательно, отвечает и необходимым параметрам для икон. досок.
---------------------------------------------------
илья ходырев
Аватара пользователя
 
Сообщений: 4633
Зарегистрирован: 31 дек 2010, 23:38
Вероисповедание: Православие
Краска которой я пишу: Укажите красочный материал

Re: Материал для иконной доски

Сообщение Игорь » 10 апр 2011, 12:51

Спасибо Илья,вообще просто столяр немного чудернацкий,ему бы с липой работать,она обрабатывается легче и дешевле,а он принципиально с ясенем работает...Икона тяжёлая получается,но в этом есть плюс :-): заказчик когда возьмёт в руки ,то психологически будет более удовлетворён,по инерции...
Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве
Игорь
Аватара пользователя
 
Сообщений: 3889
Зарегистрирован: 13 янв 2011, 20:25
Вероисповедание: Православие
Краска которой я пишу: пигмент

След.
Форум Статистика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Настройки

Вернуться в Дневник Леонида


Яндекс.Метрика
cron