Вы читаете тему: О женщинах и кощунстве

 Заголовок сообщения: О женщинах и кощунстве
СообщениеДобавлено: 16 апр 2013, 14:58 
Аватара пользователя

Автор Темы

Из журнала mmekourdukova

В очередном правмирском интервью, ссылки не даю, прозвучало мудрое пастырское слово.
- Сегодня в церковном изобразительном искусстве — преимущественно женщины. (это вопрос такой, если кто не понял, а "О женщинах и кощунстве" - это раздел интервью так называется, где вопрос).

А вот ответ:
- В древности иконописцами были только мужчины, а женщины могли лишь вышивать в монастырях по рисунку, который делал иконописец. Думаю, такая практика исходила из глубокого литургического осознания этого искусства.Сейчас, действительно, церковное искусство во многом стало женским. И Церковь это приняла. Мужчины — не идут в церковное искусство. Даже в монументальное — у нас и преподаватели по большей части женщины, и учащиеся, в основном, девушки. Это признак некоторый духовной деградации общества. Все ложится на плечи женщин. Впрочем, выяснилось, что женщины прекрасно справляются с этой задачей.

Каждый отдельный тезис сияет продуманностью и соответствием истине, а уж логической связи между тезисами может позавидовать... (сюда вставьте сами кого хотите). Поэтому я даже не берусь против чего-то в этом тексте возражать, себе дороже. Просто несколько слов на тему.

«В древности» (ой как я люблю это выражение, оно сразу задаёт интеллектуальную планку), в Средневековье то есть, иконописцами были только мужчины просто потому, что вообще любой профессиональной деятельностью занимались только мужчины. Женщины занимались детьми и домом, что им уже обеспечивало полную занятость. В эти работы по дому входила и помощь «своим» мужчинам в их профзанятиях, любых. Очень постепенно, по чайной ложке в столетие, эта женская помощь превратилась в собственно профессиональную деятельность. То есть стало понятно, что если валенки валять или образки красить будут и хозяин, и хозяйка, а мести избу и присматривать за детьми будет наёмная сиротка или подмастерье, то хозяин, хозяйка и дети их будут жить сытее, чем ежели когда валяет валенки или красит образки только хозяин. Переход от феодального сознания к буржуазному называется.

Но это я про податные сословия.

А церковные пелены, воздухи, покровы и хоругви вышивали, как известно, женщины высших социальных слоёв. Чьи мужья были профессиональные вояки и политики, и тут им бабы помочь ничем не могли.Ни стряпать, ни терема подметать, ни сопли детям вытирать женам вояк и политиков тоже не приходилось. Вот поэтому они и вышивали, для убийства времени. В Западной Европе, кстати, тоже. Никакой разницы в этом отношении между женщинами замужними и женщинами, принявшими ангельский образ, не было. Разница была только между боярынями и холопками, между насельницами богатых монастырей и нищих: первые нанизывали шелк на бисер (уж как умели, шили-то без конкуренции и не на рынок), вторые убивались в поле и в коровнике. Почему эти первые не занимались собственно иконописью, а только вышивали? Во-первых, мы не знаем, действительно ли они только вышивали. Нет документиков. Вполне могли и писать, и по кипарису резать, и ювелиркой заниматься – были бы деньги и фантазия. Но могли и не писать, не резать – фантазией средневековое общество не отличалось, всё было жестко-традиционным, обучаться ремеслу любой боярыне, даже если бы она оборудовала свою собственную мастерскую, пришлось бы у мужчины, и мужчины постороннего – в общем, это была бы такая морока и неудобство и экстраваганс, что только очень немногие пассионарные тётки ходили на такие дела. Как правило, овладевавшие ремеслами в опережение своего века тётки принадлежали к среднему общественному слою, к буржуазии или нарождающейся буржуазии. Например, невеста Данилы-мастера из «Каменного цветка» Бажова. Или, если хотите реальное лицо, бабка Питера Брейгеля Старшего – сын её умер, когда внуку было пять лет, она взяла в свои руки мастерскую, стала красить картинки сама и внуку тоже сумела дать в руки кисточку. Это, впрочем, уже первая треть 16-го в., вполне развитая буржуазия. Вопчем, надеюсь, уже ясно – женщины профессионально овладели иконописным ремеслом тогда же и в результате тех же социальных процессов, что привели к ихнему профессиональному овладению прочими (любыми) ремеслами. До таких профессий, как война и политика, наша сестра тоже добралась. (Вот новопреставленную приснопамятную М.Т. помяну по этому случаю, ей, кстати, тоже муж помог выйти в профи). Возможно, и в самом деле «это признак некоторый духовной деградации общества», низнаю. Знаю одно – я в своем ремесле была бы не прочь была перейти обратно, на средневековый женский любительский режим, совершенно не заботясь о самоокупаемости и налогах. Наверное, это во мне высокая духовность шевелится.

Ну, это что касается Средних веков. А в пастырском ответе и про современность сказано, тоже не могу промолчать. Действительно, женщин-иконописцев сейчас не меньше, чем мужчин (статистика, конечно, засекречена, это всего лишь непосредственное наблюдение). Хотя среди особо выдающихся современных иконописцев мужчин всё-таки больше (опять же наблюдение, пущай меня поправят, если кто наблюдает противоположное). Но среди иконописцев среднего и низко-ремесленного звена женщин, кажется, большинство. И уж несомненным является засилье нашей сестры в иконописных школах всякого рода и уровня. Почему? У меня две гипотенузы, и обе простые, без «признаков некоторых духовной деградации общества».

А может, и эти тоже с признаками некоторыми, вот смотрите сами:
    1. Воцерковленных мальчишек (а другие в иконописцы и не пойдут) довольно жестко «ориентируют» принять сан. А в сане обычно уж не до иконописи. Если в обратном порядке – сначала стать художником, а потом в попы – то ещё куда ни шло, может получиться. Но если сначала в семинарию, а на иконописца уж потом или «параллельно», то архимандрита Зинона ни из кого уже не выйдет.
    2. В современной русской регулярной иконописной школе (за редчайшими исключениями) есть некоторые, э-э-э, средневековые особенности.Так вот, эти особенности мальчикам переносить труднее, чем девочкам. Девочки гнутся, мальчики ломаются. А сломавшемуся мальчику художником не быть. Вот они, мальчики, и не идут туда, где их ломают. Или, не прочуяв по неопытности, чем там пахнет, таки идут – и ломаются.

А девочки выживают.


Тому, кто научился слушать, Господь даёт способность говорить...



  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 16 апр 2013, 16:18 
Аватара пользователя
Женщин больше в иконописи,так как и в Церковь ходит их больше,на много. Раньше была традиция учить иконописи только мальчиков,а теперь всех,отсюда и логический результат.В какой-то мере батюшка прав,духовность общества уменьшилась,раньше была православная империя,и 90% людей были православные,а сейчас наоборот.Художники более склонны к новым течениям ,а не к иконописи,по этому иконописью в основном начинают заниматься женщины которых больше в храмах и которые мало мальски умеют держать кисть,творческий рост идёт сразу с практики,а не в длительном обучении,как было ранее.. Хотя парадокс,как заметила Ломакс ведущие иконописцы сегодня всё-таки мужчины,как собственно и шахматисты,учёные и т.д. Почему так,Бог знает !,но очевидно то,что главная миссия деторождения остаётся на женщинах... женщины в силу своих физиологических особенностей менее всего подходят для того чтобы быть воинами и т.д. и это нормально и естественно. :Rose:


Иконы списывают не с дурных изображений, а с прекрасных и отмеченных древностью.Внешняя красота образа является для автора синонимом красоты духовной, и чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве



  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Страница 1 из 1   [ Сообщений: 2 ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Выберите действие

Начать новую тему
Страница 1 из 1   [ Сообщений: 2 ]

      

Перейти:  
cron
Яндекс.Метрика


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
610nm Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net
Copyright © Aiwan. Kolobok smiles
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB